Фрагмент керамического оссуария из Дальверзинтепа (Сурхандарья)

Аннотация

Оссуарием называется специальная урна или колодец, место для хранения скелетированных останков. Оссуарии были распространены у зороастрийцев и иудеев, а позже у ранних христиан. Вообще традиция хранения костных останков известна с неолитических времен и была связана с развитием заупокойного культа и необходимостью сохранения праха для обеспечения загробного существования покойного. Статья посвящена рассмотрению фрагмента керамического оссуария, найденного при раскопках раннесредневекового поселения на цитадели эллинистического города Дальверзинтепа на юге Узбекистана в 1996 г. Автор рассматривает сохранившиеся изображения – голову женского персонажа и букраний (орнамент с изображением головы быка). Особое внимание уделено анализу изображения букрания. Почитание быка, по мнению автора, было связано с зороастризмом. В Иране изображениями быка традиционно украшали драгоценные ритуальные предметы. Бык был символом удачи, плодородия, счастья. Часто это животное изображали на царских предметах. Считалось, что мощь быка укрепляет власть и дарует победу в военных сражениях. Некоторые сасанидские цари включали изображение быка в свои короны. Букраний встречается и в произведениях сасанидской глиптики. В конце статьи автор делает выводы, что сюжет на оссуарии близок изображению на фрагменте другого оссуария – из Дальверзинтепа, найденного при раскопках загородной усадьбы №4 Пенджикента. Здесь также изображена стилизованная женская фигурка, держащая в поднятых руках над головой изогнутый шарф. По обе стороны от нее симметрично расположены рельефные фигурки двух птиц. Вероятно, эти птицы призваны охранять похороненного в оссуарии человека.

Annotation

Fragment of ceramic ossuarium from Dalversintep (Surkhandarya).

An ossuary is a special urn or a well, a place for storing skeletonized remains. The ossuaries were common among the Zoroastrians and the Jews, and later among the early Christians. In general, the tradition of storing bone remains is known from Neolithic times and was associated with the development of a funeral cult and the need to preserve ashes to ensure the afterlife of the deceased. The article is devoted to a fragment of the ceramic ossuary found during the excavations of the early medieval settlement on the citadel of the Hellenistic city of Dalverzintep in southern Uzbekistan in 1996. The author considers the surviving images — the head of a female character and bucranias (an ornament depicting the head of a bull). Particular attention is paid to the analysis of the image of a bull. Honoring the bull, according to the author, was associated with Zoroastrianism. In Iran, images of a bull were traditionally adorned with precious ritual objects. The bull was a symbol of luck, fertility, happiness. Often the bull was depicted on the royal objects. It was believed that the power of the bull strengthens power and grants victory in military battles. Some Sassanid kings included images of a bull in their crowns. The image of bull is also found in the works of Sasanian glyptics. At the end of the article the author draws conclusions that the plot on the ossu-ria is close to the image on the fragment of another ossuary – from Dalverzintep, found during the excavation of the country estate No. 4 of Penjikent. It also shows a stylized female figure holding a curved scarf in her arms above her head. On both sides of it are symmetrically arranged relief figures of two birds. Probably, these birds are called to protect the person buried in the ossuaries.

О публикации

Авторы: .
УДК 903-03.
DOI 10.24888/2410-4205-2018-14-1-23-26.
Опубликовано 23 марта года в .
Количество просмотров: 91.

При раскопках раннесредневекового поселения на цитадели эллинистического города Дальверзинтепа на юге Узбекистана в 1996 г. был найден фрагмент керамического оссуария, атрибутированного как «фрагмент лепного керамического сосуда прямоугольной или квадратной формы, может быть, оссуария» [3].

Фрагмент отбит от края оссуария, имеет прямоугольную форму (17,5 x 9,7 см). Его верх оформлен двумя горизонтальными валиками. Под ними изображение головы женщины, оттиснутое по сырой глине штампом. Волосы на ее голове уложены в пышную прическу с крупными волнистыми прядями. Глаза большие, без выделенных зрачков; нос прямой; рот показан горизонтальными углублениями. Голова окружена невысоким валиком, образовавшимся при оттискивании её штампом. Над головой рельефным налепом изображен шарф.

Слева от головы женского персонажа – букраний (орнамент с изображением головы быка), выполненный в высоком рельефе глиняным налепом. Рога быка частично заходят на нижний валик оссуария, их концы загнуты внутрь. Глаза животного показаны двумя бугорками, ноздри – углублениями, рот – продольной бороздкой. Уши изготовлены отдельно и прикреплены к голове (рис. 1).


Рис. 1. Фрагмент оссуария из Дальверзинтепа (Сурхандарья)

Фрагмент оссуария из Дальверзинтепа (Сурхандарья)

Бык почитался земледельцами Средней Азии с эпохи неолита. Самые ранние фигурки животного лепились из необожженной глины. В эпоху энеолита и бронзы они изготавливались из обожженной глины, мрамора и золота. При этом изображалась как фигурка животного, так и его голова. И.Н. Хлопин, составивший сводку древнейших изображений быка (шире – рогатого скота), полагает, что в первобытном мышлении существует полисемантизм [6, с. 23-30, рис. 13-16]. В могильнике Бустон 3 найдено изображение букрания, изготовленное из необожженной глины.

Почитание быка в более позднее время было связано с зороастризмом. В древнем Иране изображениями быка и букраниями украшали оружие, жезлы царей и героев. Примеры этого есть как в искусстве, так и в героическом эпосе. Считалось, что мощь этого животного укрепляет их власть и дарует победу в военных сражениях [8]. Некоторые сасанидские цари включали изображения быка в свои короны. Изображение букрания встречается и в произведениях сасанидской глиптики [7].

Полагаю, что представления, связанные с почитанием быка в древней Средней Азии, были похожи; со временем они трансформировались и перешли на бытовой уровень, но по-прежнему образ быка воспринимался как символ удачи и благополучия. Сохранились они и после арабского завоевания. При раскопках поселения Дабилькурган в Южном Узбекистане найдена керамическая фигурка быка, датированная первой половиной IX в. [5, рис. 16]. Связь быка с земледелием и особым отношением к животному жителей Таджикистана иллюстрируется примерами из этнографии. Быка называют «бык-пахарь», «бык-сеятель», «бык-прародитель». Перед выходом в поле быкам мазали рога толчёным маслом и читали над ними благословляющую молитву. Когда пахарь возвращался с поля домой, хозяйка, стоя у хлева, обсыпала мукой быков. Жители некоторых районов Таджикистана вешали на шеи быков амулеты [1, с. 210-211]. Истоки такого отношения к быку лежат в зороастризме.

Основываясь на рассмотренных материалах, можно объяснить семантику изображений на фрагменте оссуария из Дальверзинтепа. Дж. Ильясов, характеризуя его, отметил, что женский персонаж на нем «напоминает горгонейон, т.е. изображение Медузы Горгоны». Такая идентификация вполне возможна, так как бактрийцам был знаком ее образ. В храме Окса на Тахти Сангине был найден медный фалар с ее изображением [4, с. 171-175, илл. 26]. У женского персонажа на фрагменте оссуария глаза закрыты, скорее всего это персонаж загробного мира, который должен был защищать похороненного в оссуарии человека. Такую же роль играл букраний.

Тематически близок сюжету на фрагменте оссуария из Дальверзинтепа рельеф на одном из оссуариев, найденном при раскопках загородной усадьбы № 4 Пенджикента. С внешней стороны одной из стенок налепами изображена стилизованная женская фигурка, держащая в поднятых руках над головой изогнутый шарф. По обе стороны от нее симметрично расположены рельефные фигурки двух птиц, также призванных охранять похороненного в оссуарии человека [2, рис. 14].


Список литературы / References

На русском

  1. Абдулвахидов Р.М. Хозяйственно-культурные и социально-экономические проблемы скотоводства у таджиков в конце XIX начале XX вв. Душанбе: Дониш, 2011. – 315 с.
  2. Большаков О.Г., Негматов Н.Н. Раскопки в пригороде древнего Пенджикента // Труды Таджикской археологической экспедиции. Том III. – М. — Л., 1958. С. 155-192.
  3. Ильясов Дж.Я. Мелкая пластика // Материалы полевых исследований Узбекистанской искусствоведческой экспедиции. Вып. 1. Ташкент, 1997.
  4. Литвинский Б.А. Храм Окса. Т. 3. М., 2010. С. 43-50.
  5. Соловьев В.С. Раскопки на объекте V Дабилькургана в 2010 2013 гг. // Материалы Тохаристанской Экспедиции. Вып. 9. Елец, 2013. – С. 33-82.
  6. Хлопин И.Н. Образ быка у первобытных земледельцев Средней Азии // Древний Восток и мировая культура. М., 1981. – С. 23-30.
  7. Brunner C.J. Sasanian Stamp Seals in The Metropolitan Museum of Art. New York: Metropolitan Museum of Art, 1978. – 149 p.
  8. Harper P.O. The Ox-Headed Mace in pre-islamic Iran // Papers in Honour of professor Mary Boyce. Leiden, 1985. – P. 247-259.

English

  1. Abdulvahidov R.M. Hozjajstvenno-kul’turnye i social’no-jekonomicheskie problemy skotovodstva u tadzhikov v konce XIX nachale XX vv. Dushanbe: Donish, 2011. – 315 s.
  2. Bol’shakov O.G., Negmatov N.N. Raskopki v prigorode drevnego Pendzhikenta // Trudy Tadzhikskoj arheologicheskoj jekspedicii. Tom III. M. — L., 1958. S. 155-192.
  3. Il’jasov Dzh.Ja. Melkaja plastika // Materialy polevyh issledovanij Uzbekistanskoj iskusstvovedcheskoj jekspedicii. Vyp. 1. Tashkent, 1997.
  4. Litvinskij B.A. Hram Oksa. T. 3. M., 2010.
  5. Solov’ev V.S. Raskopki na ob#ekte V Dabil’kurgana v 2010 2013 gg. // Materialy Toharistanskoj Jekspedicii. Vyp. 9. Elec, 2013. – S. 33-82.
  6. Hlopin I.N. Obraz byka u pervobytnyh zemledel’cev Srednej Azii // Drevnij Vostok i mirovaja kul’tura. M., 1981. – S. 23-30.
  7. Brunner C.J. Sasanian Stamp Seals in The Metropolitan Museum of Art. New York: Metropolitan Museum of Art, 1978. – 149 p.
  8. Harper P.O. The Ox-Headed Mace in pre-islamic Iran // Papers in Hon-our of professor Mary Boyce. Leiden, 1985. – P. 247-259.