Экипажи императора Павла I и его семьи: музеи и архивы

Аннотация

Цель настоящей работы – выявление экипажей, принадлежащих семье Павла I в период от бракосочетания цесаревича Павла Петровича в 1773 г. до смерти вдовствующей императрицы Марии Федоровны в 1828 г. Данные, полученные из письменных источников, тщательно выверяются по вещевому материалу из собраний отечественных музеев (Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Царское село», Государственного Исторического музея). Привлекаются материалы Придворного Конюшенного музея, коллекция которого была частично утрачена, а частично перемещена в музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Выявлено более трех десятков предметов, сохранившихся и утраченных. Среди них представлены те, что использовались исключительно для парадных выездов императорской фамилии, и те, что были востребованы прежде всего в повседневной жизни. Типологический метод работы позволяет упорядочить значительный объем выявленных экипажей и представить целостную историю придворного транспорта в России конца XVIII – начала XIX вв. – периода стремительного развития экипажного искусства. Подводятся итоги работы, согласно которым павловские экипажи представляют собой круг актуальных и востребованных источников не только по истории транспорта, но и по истории русской придворной культуры конца XVIII – начала XIX вв. Особо ценны сохранившиеся экземпляры, в силу своей уникальности получившие особое историко-культурное значение. В качестве приложения впервые публикуется список экипажей, принадлежавших вдовствующей императрице Марии Федоровне (из личного фонда Марии Федоровны в ГА РФ).

Ключевые слова и фразы: русская культура, XVIII век, династия Романовых, Павел I, Мария Федоровна, экипаж, история транспорта.

Annotation

Emperor Paul I and his family’s carriages: museums and archives

The purpose of this research is to identify the carriages owned by the family of Russian emperor Paul I from the marriage of Tsarevich Pavel Petrovich in 1773, until the death of the Dowager Empress Maria Fedorovna in 1828. The data obtained from written sources is verified by the material sources from the Russian museum collections (The State Hermitage Museum, The Tsarskoye Selo State Museum-Preserve, and The State Historical Museum). We attract materials from the Court Stable Museum, which collection was partially lost, and partially moved to the museums of Moscow and St. Petersburg. More than thirty preserved and lost items were revealed. Among them are those used exclusively for the imperial ceremonial trips, and those used in demand primarily in everyday life. The typological analysis allows to classify the identified carriages and present a complete history of court transport in Russia at the end of the XVIII – beginning of the XIX centuries – a period of fast-moving development of the art of carriage. Summing up the results of the work, the Paul I carriages represent an actual and demanded sources relating to the history of transport, but also to the history of the Russian court culture of the late XVIII – early XIX centuries. A list of carriages belonging to the Dowager Empress Maria Fedorovna (from the Personal Fund of Maria Fedorovna in the SA RF) was published for the first time.

Key words and phrases: Russian culture, XVIII century, Romanov dynasty, Paul I, Maria Fedorovna, carriage, history of transport.

О публикации

Авторы: , .
УДК 94(47).071.
DOI 10.24888/2410-4205-2019-18-1-62-72.
Опубликовано 15 марта года в .
Количество просмотров: 49.

Внимание экипажу как объекту исследований стало уделяться сравнительно недавно: первые систематические исследования появились только в середине XIX в. Изучение отдельных экипажей и их коллекций до сих пор продолжается; на фоне растущей популярности истории материальной культуры оно остается актуальным направлением и представляет большой интерес.

На сегодняшний день в России существует несколько крупных музейных коллекций экипажей; есть и разрозненные предметы, не составившие коллекцию. Значительная часть экипажей в отечественных музеях имеет мемориальный характер, будучи напрямую или контекстно связана с теми или иными историческими личностями.

На этой источниковой базе сделан обзор экипажей одного из самых малоизученных российских императоров – Павла I. Основным методом работы избран типологический, дающий целостное представление о форме; экипажи исследуются согласно их типу, который здесь понимается как схожесть назначения, бытования и формы. В предметный круг включены также и утраченные в настоящее время экипажи, данные о которых возможно установить.

Из исследования выключены кареты Павла I и Марии Федоровны, рассмотренные ранее, и экипажи великих князей Александра и Николая Павловичей после их последовательного восшествия на престол. Также не рассматриваются санные экипажи и специальный транспорт, например, колясочки Катальной горки.

Хронологическими рамками для изучения павловской материальной культуры избран период чуть более полувека – от бракосочетания цесаревича Павла Петровича в 1773 г. до смерти вдовствующей императрицы Марии Федоровны в 1828 г.

В последней четверти XVIII столетия в распоряжении русского двора появились экипажи нового типа, легкие четырехколесные экипажи с откидным верхом – фаэтоны, представлявшие собой фешенебельную разновидность коляски. Иногда вместо кожаного раскрывающегося верха фаэтоны имели зонт или крышу на специальных подпорах. Кузов был поставлен на высоких колесах, поэтому садились в него зачастую с помощью лестницы [1, с. 39; 19, с. 325]. Устройство фаэтона обеспечивало пассажиров максимальным комфортом. Закономерно, что в первые же годы после своего появления фаэтоны завоевали огромную популярность во всем мире, в том числе и в России.

Высказывается мнение, что фаэтоны известны не ранее 1788 г. [19, с. 325], однако в России они встречаются намного раньше. Так, 26 июня 1773 г. «Ее Императорское Величество с Его Императорским Высочеством, с ландграфинею, с принцессами и с прочими персонами, соизволила предпринять шecтвиe в большом Фаэтоне в Ораниенбаум» [7, с. 349].

19 августа того же 1773 г. «Ее Величество соизволила с Их Высочествами и с Их Светлостями, також с Фрейлинами и кавалерами, для гуляния иметь выход в большом фаэтоне за Невский монастырь; а Его Императорское Высочество подле фаэтона, по правую сторону, ехал верхом» [7, с. 607].

12 сентября того же года «Ее Высочество с ландграфиней, с графиней Катериной Михайловной Румянцевой, с фрейлиной Ефимовской, с Василием Евдокимовичем Ададуровым и с бароном Александром Ивановичем Черкасовым [сели] в большой фаэтон, а Его Высочество и Принц, також придворные кавалеры верхами» [7, с. 723-724].

Спустя десять дней, 21 сентября, «Ее Императорское Величество для гуляния [соизволила] предпринять шествие в большом фаэтоне, сев с Ее Высочеством, ландграфиней, с принцессами и дамою Штротенбаховой; а Его Императорское Высочество и Его Светлость Принц Гессен-Дармштадтский подле фаэтона ехали верхами, прочие же персоны в таратайках» [7, с. 768].

Частота упоминаний фаэтонов в письменных источниках может быть свидетельством обыденности их употребления. Можно утверждать, что уже в то время при русском дворе были известны и парадные, и повседневные фаэтоны.

Парадный, так называемый «большой фаэтон», был своеобразным заменителем «большой кареты» в теплое время года и при хорошей погоде; он использовался преимущественно для торжественных выездов. Открытый или полуоткрытый кузов давал пассажирам возможность обозревать окрестности при прогулке. Так, 8 августа 1800 г. Мария Федоровна с великой княгиней Анной Федоровной и великими княжнами Марией и Екатериной присутствовали на маневрах в Приорате, для обозрения которых «изволили выезд иметь в фаэтоне» [12, с. 143]. Подданные в это время могли лицезреть августейших пассажиров. Фаэтон использовался и для перевозки придворных, сопровождающих семью императора в увеселительных поездках.

Известные фаэтоны Павла I и его семьи:

Фаэтон восьмиместный парадный, изготовленный И. К. Букендалем в Санкт-Петербурге в 1773 г. для свадебного выезда цесаревича Павла Петровича и принцессы Гессен-Дармштадской Вильгельмины (Натальи Алексеевны). Этот же экипаж использовался в свадебном кортеже во время церемонии бракосочетания Павла Петровича и принцессы Вюртембергской Софии Доротеи (Марии Федоровны) в 1776 г. [19, с. 227-229]. Хранится в Государственном Эрмитаже (далее – ГЭ), ранее, вероятно, в Придворно-Конюшенном музее (далее – ПКМ) [18].

Фаэтон-визави шестиместный шведского производства, подаренный Екатерине II шведским королем Густавом III для великих князей Александра и Константина Павловичей в 1777 г. У этого фаэтона открытый кузов без дверей. Сиденья расположены одно напротив другого; посередине два дополнительных небольших сиденья, которые убираются при их ненужности. По сути, экипаж представлял собой элегантную коляску (так называемую «садовую коляску») для прогулок по парку. Экипаж использовался семьей Павла Петровича [1, с. 96]. Хранится в Государственном музее-заповеднике «Царское село» (далее – ГМЗ «Царское село»), ранее – в ПКМ (№ 29).

Нужно отметить, что в последней четверти XVIII столетия экипажи, обремененные позолотой и сложным декором (такие как восьмиместный фаэтон цесаревича Павла Петровича), использовались исключительно для оформления церемоний. Именно в это время начинается постепенное оформление повседневного выезда [1, с. 39]. Повседневные экипажи этого периода – легкие, с простым сдержанным декором или вовсе без него, изящные и комфортные. Часто предполагается самостоятельное управление экипажем (так, некоторые конструкции фаэтона не имели места для кучера).

Самый распространенный тип повседневного императорского экипажа рубежа XVIII – XIX вв. – коляска, изящный экипаж с легким ходом, удобным мягким сиденьем и простой, но дорогой отделкой. Известно множество вариаций размеров кузова, конструкции верха, количества и расположения сидений (коляски-купе и коляски-визави). Как правило, наиболее популярны были коляски с открытым или полуоткрывающимся кожаным верхом. Изредка встречались коляски с закрытым верхом (напоминающие карету). Открытый кузов предлагал пассажирам прекрасный обзор, что сделало коляску излюбленным транспортом для прогулок [19, с. 306].

Некоторые разновидности колясок представлены среди экипажей семьи Павла I. По результатам анализа камер-фурьерских журналов, можно утверждать, что этот вид экипажа особенно любил сам император.

Известные коляски Павла I и его семьи:

Восьмиместная коляска. Известно, что для повседневных выездов семья Павла I располагала большой восьмиместной коляской – той, в которой выезжал на военные маневры польский король С. А. Понятовский, будучи в Гатчине в 1797 г. «Первого сентября король сел в просторную коляску императрицы с двумя замужними великими княгинями и великими княжнами Еленой и Александрой», – свидетельствуют документы [4, с. 198]. Коляска имела четыре основных места и еще четыре дополнительных на откидных сиденьях.

Судя по письменным источникам, такая коляска также могла называться таратайкой (характеристики таратайки см. ниже). «Прибыть изволили Его Величество Король Польский и благоволили иметь Выезд Их Величества с Королем Польским и Их Высочества Великие Князья с Великими Княгинями и Великими Княжнами Александрою Павловною и Еленою Павловною в таратайке, а Их Высочества Великие Княжны Мария Павловна и Екатерина Павловна с статс-дамами и камер-фрейлинами и с прочими фрейлинами и всеми в таратайках же», – так описывается выезд Понятовского другим источником [10, с. 841]. Данная коляска-таратайка утрачена, однако возможно, что под этим названием современниками понимался «большой» восьмиместный фаэтон из ГЭ, рассмотренный выше.

Коляска походная четырехместная для мужской части семьи Павла I. Упоминается в камер-фурьерском журнале под 16 августа 1798 г.: «Изволили прибыть Его Императорское Величество и Их Высочества Государи Великие Князья в походной коляске к Зимнему дворцу к подъезду» [11, с. 1020]. Вероятно, утрачена.

Коляска дорожная двухместная использовалась для загородных мужских выездов. Две дорожные двухместные коляски упоминаются в камер-фурьерском журнале под 18 августа 1798 г.: «Его Императорское Величество… в дорожной коляске, в которую пригласил господина действительного статского советника и секретаря Обрезкова изволил отсутствовать в город Гатчино, в который также в особой коляске последовать изволили Их Высочества Государь Наследник и Государь Великий Князь Константин Павлович» [11, с. 1027-1028]. Утрачены.

Коляска двухместная Павла I и Марии Федоровны, купленная в 1800 г. у петербургского мастера Г. Гейгера. Это пример легкого и деликатно декорированного повседневного экипажа рубежа XVIII–XIX столетий, предназначенного для частных выездов. В этой коляске совершались повседневные поездки, например, из Гатчины в Приорат: «Ея Императорское Величество <…> изволила с приглашением статс-дамы графини Пален выезд иметь в коляске и прогуливаться по разным местам здешнего сада» [12, с. 203]. Коляска находится в собрании Государственного Исторического Музея, куда она поступила из Музея мебели в 1926 г.; ранее – в ПКМ (№ 31).

Полуколяска – одноколка, легкий экипаж с одной осью на два колеса. Упоминается в камер-фурьерском журнале под 8 августа 1798 г., когда «Его Императорское Величество с его высочеством государем наследником… изволил… шествовать в полуколяске к состоящему Преображенскому полка батальону» [11, с. 974]. Утрачена.

Коляска двухместная детская, изготовленная в конце XVIII в. лондонским мастером Кемером. Была приобретена для сыновей цесаревича Павла Петровича великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича по желанию Екатерины II. Коляска с кузовом с откидным кожаным верхом и съемной передней частью, выполняющей роль дверцы и щитка для ног [1, с. 120-122]. По всем признакам это «взрослый» экипаж, но уменьшенный в размерах. Хранится в ГМЗ «Царское село», ранее – в ПКМ (№ 45, в каталоге ошибочно указано «коляски детские» [17]).

Колясочка – вероятно, облегченный открытый экипаж небольших размеров, на что указывает уменьшительный суффикс -очк в его названии. В повседневной жизни императорской семьи колясочка участвовала многократно, например, 28 мая 1797 г., когда «Ее Императорское Величество с ее Высочеством Великой Княгиней Анной Федоровной изволили пройти… на подъезд, где и подана была колясочка, в которой изволили поехать прогуливаться» [9, с. 315]. Аналогичная запись была сделана спустя два дня, 30 мая того же года [9, с. 328]. 4 августа 1798 г. «Ее Императорское Величество с Ее Высочеством Великой Княжной Александрой Павловной в 9 часов утра изволила иметь в колясочке выезд прогуливаться» [11, с. 954-955]. Судя по записям в камер-фурьерских журналах, облегченная колясочка использовалась не только женщинами и детьми семьи императора, но и мужской ее частью. Так, 28 июня 1797 г. «Его Величество с генерал-майором Костылевым… изволил поехать в колясочке… навстречу идущего в церковный парад батальона» [9, с. 482]. Утрачена.

Стоит отметить, что Павел предпочитал коляски всем прочим видам экипажей, выезжая в открытых экипажах даже зимой (на небольшие расстояния). Так, 1 января 1801 г. «Его Императорское Величество с приглашением обер-шталмейстера графа Кутайсова изволил от обыкновенного своего подъезда выезд иметь в коляске и прогуливаться несколько по городу» [13, с. 4], а 7 января того же года «Его Императорское Величество изволил… с приглашением действительного тайного советника князя Куракина 1-го, обер-гофмаршала Нарышкина и обер-шталмейстера графа Кутайсова выезд иметь в фаэтоне в Михайловский замок» [13, с. 28].

Для выездов на короткие расстояния изредка применялись портшезы – одноместные переносные безконные экипажи. В последней четверти XVIII столетия портшезы все еще имели применение как дорожные экипажи [6, с. 14], однако можно утверждать, что «золотой век» этого вида транспорта остался в прошлом. Известно три портшеза, принадлежащих семье Павла I: портшез 1798 г. и два портшеза 1799 г. (последние два принадлежали великой княгине Елене Павловне). Все три были изготовлены в Санкт-Петербурге А. Букендалем; портшез 1798 г. и один портшез 1799 г. находятся в ГЭ, местонахождение третьего неизвестно [16; 19, с. 256-259]. Ранее – в ПКМ (№ 43).

Для поездок на малые расстояния также использовались легкие дрожки под названием «линея» (линейка). Экипаж имел удлиненный кузов с расположенными вдоль оси симметрии сиденьями. Конструкция была неустойчива; открытый кузов не защищал от дорожной пыли и грязи. Этот тип экипажа предназначался прежде всего для катания по парку или загородных прогулок придворных дам и девиц. На линеях также перемещались между загородными императорскими резиденциями [11, с. 914], они использовались и при дальних путешествиях [19, с. 308].

В павловское время в распоряжении Придворно-конюшенной части находилось множество линей, поскольку они использовались высочайшим двором в теплое время года практически ежедневно. Нужно учесть, что женский придворный штат супруги цесаревича и императрицы количественно разнился согласно Придворному штату для Большого и Малых дворов. Так, при Малом дворе Марии Федоровны состояли три фрейлины, камер-фрау и камер-юнгфера; Мария Федоровна как императрица располагала уже двадцатью шестью придворными дамами (согласно Придворному штату 1796 г., в их число входили обер-гофмейстерина, гофмейстерина, дюжина статс-дам и столько же фрейлин) [2, с. 38]. Кроме штатных фрейлин (так называемых комплектных), при дворе находилось и некоторое количество заштатных, назначенных сверх штата.

Наиболее приближенные сопровождали Марию Федоровну в ее прогулках: «Их Императорские Величества с Их Высочествами Великими Князьями и их супругами Великими Княгинями и всеми составляющими свиту Императорскую обоего пола особами изволили от подъезда, что противу фонтана Самсона, выезд иметь верхами на полдник, приуготовленный в Эрмитаже, куда тогда ж приезжали на линеях Их Высочества Великие Княжны Мария Павловна и Екатерина Павловна и с ними статс-дамы, камер-фрейлина и некоторые, которые не находясь в верховом выезде, фрейлины» [12, с. 3], – сообщает камер-фурьерский журнал.

В настоящее время выявлен один павловский экипаж такого типа:

Линея шестиместная, изготовленная для семьи Павла I в 1800 г. мастером Г. Гейгером (Гайгером) [19, с. 121-122, 235]. Хранится в ГЭ.

Стоит отметить, что Мария Федоровна любила прогулки и с удовольствием выезжала и в экипажах, и верхом почти ежедневно [20, с. 229]. В холодное время года всем прочим экипажам она предпочитала закрытую карету, в остальное время кареты чередовались с легкими открытыми экипажами. Для прогулок по парку она выбирала линею, часто «приглася в оную государынь Великих Княгинь и Марию Павловну и Екатерину Павловну» [12, с. 5].

При нехватке экипажей для перевозки немалого штата придворных задействовались экипажи вспомогательные. Часто на эту роль избирались таратайки – легкие двуколки с откидным верхом, модная разновидность коляски. Так, именно таратайки были задействованы 1 июня 1797 г. в Гатчине, когда «Их величества с их высочествами великими князьями и с великими княжнами Александрой Павловной, Еленой Павловной, Марией Павловной и Екатериной Павловной и с находящимися в свите обоего пола особами… в линейках и таратайках поехали в Сильвию» [9, с. 345]. При русском дворе известны уже в 1770-х гг. [7, с. 156; 8, с. 276, 283]. Утрачены.

В исключительных случаях таратайка, открытая для глаз публики, могла выступать в качестве основного экипажа «шествия карет». Так, именно этот вид экипажа был в центре внимания 20 июня 1797 г. «по случаю назначенного Его Императорским Величеством Великим Магистром перенесения членами Ордена регалий Великого Магистра из г. Павловск, собрались сего утра в 7 часов в С.-Петербурге, в Зимнем Дворце, все определенные того Ордена кавалеры. Шествие следовало в таком порядке: 1) взвод кавалергардов; 2) «открытая придворная четвероместная таратайка, заложенная в 8 лошадей», в которой гр. Головкин с двумя ассистентами вез орденское знамя. В следующих трех каретах, также заложенных в 8 лошадей каждая, везли орденскую печать, кинжал и корону. По обеим сторонам экипажей ехало по одному кавалергарду с обнаженным палашом. Взвод кавалергардов замыкал кортеж» [15, с. 157].

Часть экипажей, в основном «женские» прогулочные [5, с. 39], использовалась и после смерти императора Павла I вдовствующей императрицей и их дочерями (парадные экипажи перешли к действующему императору). Так, 21 июля 1805 г. «Их Императорские Величества Государыни Императрицы… обще с Ее Высочеством старшей Великой Княжной и Его Светлостью Фердинандом Герцогом Виртембергским… собрались составляющие Императорскую Свиту придворные и прочие обоего пола персоны, со всеми оными соблаговолили иметь выезд на линеях прогуляться по разным местам Петергофского Нижнего сада» [14, с. 57-58].

Каретник Марии Федоровны пополнялся и в период ее вдовства. Так, в 1821 г. в качестве дипломатического подарка от датского посланника графа О. Блюма (Бломе) вдовствующей императрицей был принят фаэтон четырехместный [1, с. 124-126] – экипаж для городских выездов, снабженный большим зонтом. Хранится в ГМЗ «Царское село», ранее – ПКМ (№ 30).

В первые годы XIX столетия появляются новые типы экипажей – ландо и дрожки; обе модные новинки были известны и активно использовались при дворе вдовствующей императрицы.

Ландо (также ландау, ландаур) – легкий, преимущественно женский [1, с. 39, 45] экипаж-визави со складными передним и задним тентами-капюшонами. Известно, что Мария Федоровна располагала как минимум тремя четырехместными ландо (в том числе одним «ландау обои бархатные дикой» и двумя «ландау обои бархатные зеленые»), двумя двухместными ландо («ландау новая обои бархатные голубые» и «ландау старая обои бархатные синие») и двумя так называемыми «загородными» четырехместными ландо («ландау обои суконные зеленые») (см. Приложение), в которых выезжала по своим повседневным нуждам [5, с. 48]. Анализируя записи о выездах Марии Федоровны в период ее вдовства, можно утверждать, что именно ландо составил основу фешенебельного повседневного выезда в первой четверти XIX столетия. Ландо Марии Федоровны утрачены.

Весьма востребованным новшеством были дрожки – легкий городской транспорт, преимущественно мужской (дрожки сыновей Павла I сейчас хранятся в ГЭ). В первой четверти XIX столетия мужская часть семьи Романовых пользовалась дрожками весьма активно. Имелись дрожки и среди экипажей Марии Федоровны, первые, обитые голубым сукном, еще одни, с коричневым сукном (см. Приложение), и третьи, дрожки «механические собственноручной работы крестьянина Жипинского, поднесены в 1801 г. императрице Марии Федоровне. Механизм, находящийся при дрожках, указывает, сколько верст проехали, отмечая количество оборотов колес на маленьких кружках, приделанных сзади; при движении колес приводится в движение музыкальный механизм». Хранились в ПКМ (№ 39). Утрачены.

Полный список экипажей, находившихся во владении вдовствующей императрицы Марии Федоровны (19 единиц хранения на момент ее смерти в 1828 г.), опубликован в Приложении [3].

В результате исследования была прослежена более чем полувековая «экипажная история» семьи Романовых – от бракосочетания цесаревича Павла Петровича в 1773 г. до смерти вдовствующей императрицы Марии Федоровны в 1828 г. Принадлежавшие им в этот период экипажи весьма многочисленны и разнообразны: вещевые и письменные источники представляют нам более трех десятков выявленных предметов, в том числе восемь сохранившихся в современных отечественных музейных собраниях. Подавляющее большинство экипажей отражают актуальную экипажную моду внутри указанных хронологических рамок. Полученный результат исследования экипажей, как сохранившихся в музеях, так и тех, сведения о которых остались лишь в письменных источниках, позволяет включить их в круг актуальных и востребованных источников по истории русской придворной культуры конца XVIII – начала XIX вв.


Приложение

ГАРФ. Ф. 663. МАРИЯ ФЕДОРОВНА, ЖЕНА ИМПЕРАТОРА ПАВЛА I

Д. 116. Опись экипажей императрицы Марии Федоровны, составленная после ее смерти. Копия. 1828 г.

Л1

Опись № 4. Дело 68\76. Картон 1273. О экипажах покойной Государыни Императрицы Марии Федоровны. 1828 год

Л2

Краткая опись полковой части, употреблявшимися для покойной блаженной памяти ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ Марии Федоровны экипажи. Декабрь дня 1828 г.

Опись экипажей императрицы Марии Федоровны, составленная после ее смерти

Опись экипажей императрицы Марии Федоровны, составленная после ее смерти


Список литературы / References

На русском

  1. Бредихина И. И. Придворные экипажи. Царскосельское собрание. СПб.: Аврора, 2008. 208 с.
  2. Выскочков Л. В. Будни и праздники императорского двора. СПб.: Питер, 2012. 496 с.
  3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 663. Д. 116. Опись экипажей императрицы Марии Федоровны, составленная после ее смерти. Копия. 1828 г. Л. 1 – 2 об. Техническая подготовка текста к печати – Д. С. Муравьева, Российский государственный гуманитарный университет.
  4. Гатчина императора Павла I. Польский король С. А. Понятовский. 1797 год // Дворец и парк Гатчины в документах, письмах и воспоминаниях. XVIII век. СПб.: Изд-во Сергея Ходова, 2006. С. 188-206.
  5. Гатчина при вдовствующей императрице Марии Федоровне. Камер-фурьерский церемониальный журнал // Дворец и парк Гатчины в документах, письмах и воспоминаниях. 1801-1881. СПб.: Союз-дизайн, 2007. С. 27-50.
  6. Екатерина Великая и Москва: Каталог выставки «850-летию Москвы посвящается». М.: Государственная Третьяковская галерея, 1997. 189 с.
  7. Камер-фурьерский церемониальный журнал 1773 года. СПБ.: [б.и.], 1863. 975 с.
  8. Камер-фурьерский церемониальный журнал 1776 года. СПБ.: [б.и.], 1880. 788 с.
  9. Камер-фурьерский церемониальный журнал. Апрель-июнь 1797 года. СПБ.: [б.и.], 1897. 499 с.
  10. Камер-фурьерский церемониальный журнал. Июнь-сентябрь 1797 года. СПБ.: [б.и.], 1897. 1001 с.
  11. Камер-фурьерский церемониальный журнал. Июль-декабрь 1798 года. СПб.: [б.и.], 1897. 1684 с.
  12. Камер-фурьерский церемониальный журнал. Июль-декабрь 1800 года. СПб.: [б.и.], 1900. 667 с.
  13. Камер-фурьерский церемониальный журнал. Январь-июнь 1801 года. СПБ.: [б.и.], 1901. 527 с.
  14. Камер-фурьерский церемониальный журнал 1805 года. СПб.: [б.и.], 1904. 430 с.
  15. Панчулидзев С. А. История кавалергардов. 1724-1799-1899. Т. 2. СПб.: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1901. 298 с.
  16. Портшез / Экипажи / Кареты и транспортные средства / Государственный Эрмитаж [Электронный ресурс]. URL: http://www.hermitagemuseum.org/wps/ portal/hermitage/digital-collection/14.+carriages/837387 (дата обращения12.2018).
  17. Придворно-конюшенный музей. СПб.: Тип. А. Ф. Маркса, 1891. 16; 46 с.
  18. Фаэтон / Экипажи / Кареты и транспортные средства / Государственный Эрмитаж [Электронный ресурс]. URL: http://www.hermitagemuseum.org/wps/ portal/hermitage digital-collection/14.+carriages/837066 (дата обращения12.2018).
  19. Чернышев В. А. Конные повозки и экипажи в России X – XIX веков. СПб.: Форт, 2007. 368 с.
  20. Шапиро Б. Л. «…Соблаговолили выезд иметь верхами»: августейшие амазонки гатчинской резиденции // Дворцы и события. К 300-летию Большого Петергофского дворца: сб. статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2016. С. 226-234.

English

  1. Bredikhina, I.I. Pridvornye jekipazhi. Carskosel’skoe sobranie [Court carriages. Tsarskoye Selo collection]. Petersburg, Avrora Publ., 2008. 208 p. (In Russian)
  2. Vyskochkov, L.V. Budni i prazdniki imperatorskogo dvora [Weekdays and holidays of the imperial court]. St. Petersburg: Piter Publ., 2012. 496 p. (In Russian)
  3. Gosudarstvennyj arkhiv Rossijskoj Federatsii (SARF). [Gosudarstvennyj arkhiv Rossijskoj Federatsii] F. 663, d. 116. Opis’ jekipazhej imperatricy Marii Fedorovny, sostavlennaja posle ee smerti. Kopija. 1828 g. L. 1 – 2 ob. [GARF. F. 663. S. 116. Inventory of the Empress Maria Feodorovna’s crews, drawn up after her death. Copy. 1828 L. 1 – 2 turn.]. Tehnicheskaja podgotovka teksta k pechati D.S. Murav’eva, Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet. (In Russian)
  4. Gatchina imperatora Pavla I. Pol’skij korol’ S. A. Ponjatovskij. 1797 god [Gatchina of Emperor Paul I. Polish King S. A. Ponyatovsky. 1797]. Dvorets i park Gatchiny v dokumentah, pis’mah i vospominanijah. XVIII vek [Gatchina Palace and Park in documents, letters and memoirs. XVIII century]. St. Petersburg, Izd-vo Sergeja Hodova Publ., 2006, рр. 188–206. (In Russian)
  5. Gatchina pri vdovstvujushhej imperatrice Marii Fedorovne. Kamer-fur’erskij ceremonial’nyj zhurnal [Gatchina with the Dowager Empress Maria Feodorovna. Chamber-Fourier Ceremonial Magazine]. Dvorets i park Gatchiny v dokumentah, pis’mah i vospominanijah. 1801–1881 [Gatchina Palace and Park in documents, letters and memoirs. 1801-1881]. St. Petersburg, Sojuz-dizajn Publ., 2007, рр. 27–50. (In Russian)
  6. Ekaterina Velikaya i Moskva: Katalog vystavki “850-letiyu Moskvy posvyashhaetsya” [Catherine the Great and Moscow: Catalog of the exhibition “Dedicated to the 850th anniversary of Moscow”]. Moscow, Gosudarstvennaya Tret’yakovskaya galereya Publ., 1997. 189 р. (In Russian)
  7. Kamer-fur’erskij ceremonial’nyj zhurnal 1773 goda [Chamber-Fourier Ceremonial Magazine of 1773]. St. Petersburg, w.p., 1863, 975 р. (In Russian)
  8. Kamer-fur’erskij ceremonial’nyj zhurnal 1776 goda [Chamber-Fourier Ceremonial Magazine of 1776]. St. Petersburg, w.p., 1880, 788 р. (In Russian)
  9. Kamer-fur’erskij ceremonial’nyj zhurnal. Aprel’-ijun’ 1797 goda [Chamber-Fourier Ceremonial Magazine. April-June 1797]. Petersburg, w.p., 1897, 499 р. (In Russian)
  10. Kamer-fur’erskij ceremonial’nyj zhurnal. Ijun’- sentyabr’ 1797 goda [Chamber-Fourier Ceremonial Magazine. June-September 1797]. Petersburg, w.p., 1897, 1001 р. (In Russian)
  11. Kamer-fur’erskij ceremonial’nyj zhurnal. Ijul’-dekabr’. 1798 goda [Chamber-Fourier Ceremonial Magazine. July-December 1798]. Petersburg, w.p., 1897, 1684 р. (In Russian)
  12. Kamer-fur’erskij ceremonial’nyj zhurnal. Ijul’-dekabr’ 1800 goda [Chamber-Fourier Ceremonial Magazine. July-December 1800]. Petersburg, w.p., 1900, 667 р. (In Russian)
  13. Kamer-fur’erskij ceremonial’nyj zhurnal. Janvar’-ijun’ 1801 goda [Chamber-Fourier Ceremonial Magazine. January-June 1801]. Petersburg, w.p., 1901, 527 р. (In Russian)
  14. Kamer-fur’erskij ceremonial’nyj zhurnal 1805 goda [Chamber-Fourier Ceremonial Magazine of 1805]. Petersburg, w.p., 1904, 430 р. (In Russian)
  15. Panchulidzev, S.А. Istoriya kavalergardov. 1724-1799-1899. T. 2 [History of the Horse Guards. 1724-1799-1899. Vol. 2]. St. Petersburg, Ekspeditsiya zagotovleniya gos. bumag Publ., 1901, 298 р. (In Russian)
  16. Portshez / Jekipazhi / Karety i transportnye sredstva / Gosudarstvennyj Jermitazh [Portscez / Carriages / Carriages and vehicles / State Hermitage], available at: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/14.+ carriages/837387 (accessed: 05.12.2018). (In Russian)
  17. Pridvorno-konjushennyj muzej [The court-stable museum]. St. Petersburg, Tip. A. F. Marksa Publ., 1891. 16; 46 р. (In Russian)
  18. Fajeton / Jekipazhi / Karety i transportnye sredstva / Gosudarstvennyj Jermitazh [Phaeton / Carriages / Carriages and vehicles / State Hermitage], available at: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/14.+ carriages/ 837066 (accessed: 05.12.2018). (In Russian)
  19. Chernyshev, V. A. Konnye povozki i jekipazhi v Rossii X – XIX vekov [Horse carts and carriages in Russia X – XIX centuries]. St. Petersburg, Fort Publ., 2007. 368 р. (In Russian)
  20. Shapiro, B. L. “…Soblagovolili vyezd imet’ verkhami”: avgustejshie amazonki gatchinskoj rezidentsii [“…They deigned to ride a horse”: the august Amazons of the Gatchina residence]. Dvortsy i sobytiya. K 300-letiyu Bol’shogo Petergofskogo dvortsa: sb. statej po materialam nauchno-prakticheskoj konferentsii GMZ “Petergof” [Palaces and events. To the 300th anniversary of the Grand Peterhof Palace: Sat. articles on the materials of the scientific-practical conference GMZ “Peterhof”]. St. Petersburg, GMZ “Petergof” Publ., 2016, рр. 226-234. (In Russian)

Оставьте комментарий