«Забились в одном общем чувстве сердца миллионов людей». Как развивались взгляды православного клира на военные кампании в Российской империи в пореформенную эпоху (по материалам орловской епархиальной периодики)

Аннотация

Статья посвящена одному из аспектов участия церковной периодической печати в общественной жизни Российской империи в XIX — начале XX вв., а именно взаимодействию представителей Церкви с обществом по вопросу военных кампаний, в разное время осуществляемых государством. Рассмотрение материалов журнала «Орловские епархиальные ведомости», одного из десятков периодических изданий, учрежденных в России на волне либерализации законодательства о печати в годы правления Александра II, позволило проследить неизменную поддержку, которую представители духовенства выражали царскому правительству в годы Русско-турецкой, Русско-японской и Первой мировой войн. Пастыри словами и делами поддерживали императора и правительство в начатых войнах, убеждая читателей в их необходимости, утешая потерявших родных на фронте. Авторы (клирики и миряне православной церкви), обращаясь к читателям со страниц журнала, не только обеспечивали рост патриотических настроений среди паствы, но и помогали в практической организации помощи солдатам на фронте, беженцам и семьям погибших. Издание Орловской епархии, публикуя множество документов, стало ценным историческим источником, освещающий патриотическую и гуманитарную деятельность клира и мирян в Центральной России, а также их взгляды на реалии современного мира. Благодаря епархиальному журналу читатели могли составить мировоззренческую картину происходящих событий, а священники — почерпнуть темы для своих проповедей. В революционные 1905-1907-й гг. и позже, в дни Первой мировой войны, многие священники и журналисты-миряне на страницах церковной периодики демонстрируют обеспокоенность моральным состоянием российского общества, значительно повлиявшим на приближение революционных событий, которую ощущали провинциальные представители русской церкви накануне 1917 г., ставшего началом следующей эпохи в истории России.

Ключевые слова и фразы: Русская православная церковь, православная пресса, Орловская епархия, православное духовенство, Русско-турецкая война, Русско-японская война, Первая мировая война.

Annotation

«Millions of hearts beating with one varsal feeling». The development of the views of the orthodox clergymen ща the military campaigns in Russian Empire in post-reform epoch (on the materials of the Orlovsky eparchial periodics).

The article is devoted to one of the aspects of Church periodicals participation in the social life of the Russian Empire in the 19th-early 20th century, namely the interaction of Church representatives with society on the issue of military campaigns at different times carried out by the state. Consideration of the materials of the journal «Orel Diocesian Journal», one of the dozens of periodicals established in Russia in the Wake of the liberalization of the press legislation during the reign of Alexander II, allowed to trace the continued support that the clergy expressed to the tsarist government during the Russo-Turkish War, Russo–Japanese War and World War I. The ministers’ words and deeds supported the Emperor and the government started the war, assuring readers that it was necessary, consoling lost relatives at the front. The authors (clergy and laity of the Orthodox Church), addressing readers from the pages of the magazine, not only ensured the growth of Patriotic sentiments among the flock, but also helped in the practical organization of assistance to soldiers at the front, refugees and families of the victims. The publication of the Orel diocese, publishing many documents, has become a valuable historical source, covering the Patriotic and humanitarian activities of the clergy and laity in Central Russia, as well as their views on the realities of the modern world. Thanks to the diocesan journal, readers were able to draw up a worldview of the events, and the priests were able to draw up topics for their sermons. In the revolutionary years 1905-1907, and later, in the days of the First world war, many priests and lay journalists on the pages of Church periodicals demonstrate concern about the moral state of Russian society, which significantly influenced the approach of the revolutionary events, which felt the provincial representatives of the Russian Church on the eve of 1917, which became the beginning of the next era in the history of Russia.

Key words and phrases: Russian Orthodox Church, Orthodox print media, Orel Diocese, orthodox clergy, Russo-Turkish War, Russo-Japanese War, World War I.

О публикации

Авторы: .
УДК 908 (470.319).
DOI 10.24888/2410-4205-2018-16-3-7-14.
Опубликовано 25 сентября года в .
Количество просмотров: 9.

Массовое открытие епархиальных периодических изданий стало одним из знаковых явлений церковной действительности в середине XIX в. и происходило на фоне реформ, предоставивших подданным Российской империи ряд ограниченных прав, в том числе в сфере печати. В сравнительно короткое время в каждой епархии был учрежден собственный официальный печатный орган, в числе которых — журнал одной из крупных епархий Центральной России, Орловско-Севской, — «Орловские епархиальные ведомости» («Орловские ЕВ»). Как отмечал активно содействовавший развитию печати министр внутренних дел П.А. Валуев (1861-1868 гг.), многосторонне влиявший на развитие прессы в этот период, «в развитии государства наступает время, когда для подавления идей, подрывающих общественный порядок, недостаточно одного употребления правительственной власти. <…> Необходимо содействие той части общества, которая одушевлена или может быть одушевлена идеями противоположными» [31]. В качестве одной из таких общественных сил выступило православное духовенство, «не считавшее возможным для себя в этот исторический момент молчать по актуальным вопросам церковно-общественной жизни» — так редакция самих «Орловских ЕВ» объясняет через 40 лет после открытия издания эти причины [16].

Инициатива основания института епархиальных ведомостей принадлежит знаменитому иерарху XIX в. архиепископу Херсонскому Иннокентию (Борисову), уроженцу Орловской губернии, предложившему концепцию журнала. Разделение его на официальную и неофициальную части позволяло публиковать как известия высшей государственной власти и Синода, так и проповеди, назидательные и дискуссионные статьи, местные материалы. Именно публикация в церковном издании важных правительственных документов, благодаря принудительности подписки на епархиальный журнал [4], обеспечивала широкое их распространение в самые отдаленные уголки губерний через подписчиков-священиков, которые информировали о них своих прихожан. Епархиальный печатный орган сразу же начинает использоваться для публикации документов церковных учреждений, а местное духовенство начинает использовать страницы «Орловских ЕВ» для доведения своего мнения по различным вопросам до широкой общественности.

В 1874 г. принимается Устав о воинской повинности, который уравнял все сословия в ее несении. Обсуждая перспективы предстоящей реформы, еще в 1871 г. преподаватель Орловской духовной семинарии Иван Успенский советует родителям семинаристов взять их успеваемость под особый контроль, так как «лишь образование сокращает срок военной службы» [5]. Уже после вступления документа в силу, в 1874 г., преподаватель семинарии А. Транквиллитатин высказывается в защиту массового призыва в армию: «Святое дело защиты веры, престола и Отечества должно быть не тягостным бременем для известных только сословий государства, но вожделенным долгом всех классов общества» [6]. В связи с реформой «Орловские епархиальные ведомости» публикуют текст «Устава о воинской повинности», «Списки призывных участков для отправления воинской повинности по Орловской губернии», объявления для благочинных о контроле за воинской повинностью и другие материалы.

В середине 1870-х гг. издание приобретает характер официозного по своему содержанию, и первая в истории «Орловских епархиальных ведомостей» масштабная военная кампания, Русско-турецкая война 1877-1878 гг., освещается достаточно сухо. О ее начале читателям сообщают лишь публикации официальных документов (например, Манифеста Александра II об объявлении войны Турции от 12 апреля 1877 г.).

Не раскрывая на своих станицах идейного восприятия войны провинциальными церковнослужителями (за исключением проповедей), церковный журнал Орловской епархии, публикуя ряд ценных документов, превратится в исторический источник, освещающий патриотическую и гуманитарную деятельность клира и мирян в Центральной России. В 1876 г. в издании регулярно печатаются решения Синода о сборе средств «в пользу православных славянских семейств, пострадавших в Боснии и Герцеговине», а также отчеты о пожертвованиях, внесенных на эти цели орловским духовенством [7]. Со страниц журнала читатели узнают о возможности пожертвовать в общество Красного Креста, о решениях Орловской духовной консистории по исполнению данного поручения, о первом списке священников, внесших пожертвования; журнал призывает орловских клириков внести свою лепту в строительство приюта для детей уроженцев губернии, погибших на войне [8].

Лишь спустя четыре месяца, в августе, «Орловские епархиальные ведомости» публикуют первую проповедь на тему текущей войны, произнесенную еще 16 апреля священником Андреем Булгаковым, дядей известного мыслителя священника Сергия Булгакова. Священнослужитель призывает паству особо чтить Александра II, «Освободителя», «Миротворца», «Усмирителя польской крамолы», «Преобразователя»: «Теперь, когда Турция упорно отвергла самые миролюбивые настояния об улучшении участи своих христианских населений, мы зрим Благочестивейшего Государя нашего в величии Подвигоположника, начинающего священную брань с нечестивыми агарянами за честь России, за святое дело свободы веры жизни и чести единоверных братий наших, балканских славян», — говорит священник о причинах войны [9].

6 июля 1877 г. Святейший Синод выпустил предписание о печатании в «Епархиальных ведомостях» списков погибших в сражениях, умерших от ран или контуженных нижних чинов действующей армии; кроме того, циркуляр о публикации таких списков в «Губернских ведомостях» Главное управление по делам печати выслало губернаторам; обер-прокурор Синода счел необходимым помещать эти же списки и в «Епархиальных ведомостях». «Орловские ЕВ» также последовали этому распоряжению. Завершая освещение Русско-турецкой войны, журнал публикует тексты Сан-Стефанского мирного договора, Берлинского трактата, официального правительственного обзора «Ход и результаты последней восточной войны». Протоиерей Иоанн Попов в проповеди по случаю заключения мира с Турцией, произнесенной 21 февраля, и опубликованной лишь в сентябре 1878 г., отмечает: «Господь <…> укрепил сердце Благочестивейшего Государя нашего, дав ему мужество стать превыше страха врагов и тем сломить горделивую выю мучителей наших собратий по вере и происхождению» [10].

И в последующие годы издание предоставляет свои страницы церковнослужителям для анализа реалий современного им мира, однако тема войны и мира в мирное время поднимается крайне редко. На рубеже столетий, в 1900 г., преподаватель орловской семинарии А. Вадковский осуждает набиравшую все большее число сторонников политику милитаризма, продолжающуюся (несмотря на христианские убеждения сторон-участников) Англо-бурскую войну, приветствует попытки наладить межгосударственный мирный процесс. «Правда, многие из прежних варварских прав и обычаев войны отошли теперь в область предании: пленных, напр., теперь не казнят и не обращают в рабов, мирных жителей не избивают, раненым оказывается помощь со стороны отрядов Красного Креста без различия национальности, — но самая-то война, до сих пор пользующаяся широкими правами гражданства, при нынешних усовершенствованных орудиях истребления не перестала быть менее страшной», — подчеркивает автор [11].

Русско-японская война, разразившаяся спустя более четверти века после Русско-турецкой, в новых исторических и политических условиях по-иному освещается и в орловском епархиальном издании. Но, как и в прошлый период, журнал занимает прогосударственную позицию, поддерживая императора и правительство в начатой войне, убеждая читателей в её необходимости, утешая потерявших родных на фронте [2, с. 19]. Журнал подробно освещает патриотическую деятельность духовенства и мирян: рассказывает о внесении пожертвований на нужды фронта, богослужениях в поддержку армии [12], о поступлении вещевых пожертвований от клириков, причта и прихожан; на страницах издания помещаются не только воззвания с просьбой о поддержке пребывающих на фронте и их семей, но и советы желающим оказать такую помощь [18].

Четкую религиозную подоплеку Русско-японской войны отмечает один из авторов: «Мрачная злоба, которую язычество питало во все времена ко Кресту, побудила врагов, предательски подкравшись по покровом ночи, направить удар против мирно стоявшей русской боевой силы. <…> Итак, здесь борьба двух мировых идей, двух миросозерцаний, противоположенных друг другу — язычества и христианства» [16]. Настроения провинциального духовенства передают проповедь священника Митрофана Афонского перед панихидой по вице-адмиралу Макарову и погибшим на броненосце «Петропавловск» и размышления неизвестного автора, говорящего о несокрушимости русского оружия, несмотря на отдельные неуспехи русской армии [13]. «Теперь настало время усилить свет, освещающий пути нашей исторической жизни; настало время поднятия и возбуждения православно-русского духа и самосознания», — такими восторженными словами церковный журнал встречает весть о рождении наследника российского престола, царевича Алексия Николаевича, в дни военных действий [14]. Кто-то пытается связать войну с революционными событиями, называя последние «Божиим гневом», который через 50 лет после упразднения крепостного права призывает к упразднению «порабощенности духа» [1, с. 75]. Особо ценны с исторической точки зрения фронтовые записки духовника 51-го Черниговского драгунского полка иерея Митрофана Сребрянского, публиковавшиеся в «Орловских ЕВ» с ноября 1904 г.; они также были изданы отдельной книгой.

Рост напряженности на международной арене накануне Первой мировой войны не обсуждается в орловском епархиальном журнале; о начале боевых действий сообщает Высочайший манифест и постановление Святейшего Синода в номере от 27 июля 1914 г. «Итак, Германия и Австрия объявили России войну! До последней минуты русский народ ждал отклика на миролюбивые шаги нашего Монарха, до последнего момента теплилась надежда на благополучный исход переговоров. Но всё оказалось напрасным…» — так редакционная статья «С нами Бог!» комментирует трагическое событие. В этом же выпуске журнал сообщает об организации помощи со стороны приходов семьям бойцов, ушедших на фронт [18]. С этого момента новые номера епархиального издания предваряются публикацией документов Синода и манифестов, затрагивающих участие Церкви в организации помощи фронту.

Хотя хронику боевых действий на фронтах Первой мировой войны журнал на своих страницах и не публиковал, читателям предоставлялась возможность познакомиться с мнениями иерархов и публицистов-мирян по поводу важнейших событий военной кампании, причинах войны, её богословском и философском смысле. Так, один из авторов полемизирует с философом В. Соловьевым, полагавшим, что войны могут «исчезнуть из практики культурных государств»: «Современные военные события, однако, показывают, что “пророчество” Соловьева о скором конце войны относится к области только прекрасной мечты» [22]. В трудные дни войны журналист А. Ключев предостерегает: «Тяжкое преступление совершает и тот, кто своими поступками и словами вызывает волнение в обществе. <…> Необходимо их нытью противопоставить проповедь бодрого оптимизма, ибо в нем залог победы» [24]. О массовом патриотическом подъеме говорит в серии статей В. Азбукин: «Мы совсем было отвыкли говорить одним языком, исповедовать одним сердцем, пить из одного источника, но что-то благодатное вдруг повеяло на всех, <…> забились в одном общем чувстве сердца миллионов людей» [19]. Протоиерей Илия Ливанский рассуждает об «историческом смысле настоящей войны», о святости защиты независимости славянства, называет успешное ведение войны с «воинствующим германизмом» исторической миссией России. Осуждая германский милитаризм, «Орловские епархиальные ведомости» излагают историю отношений России и Германии, осуждают «немецкое варварство» идей Ницше. Один из авторов прослеживает связь между немецкой философией, культурой и начавшейся войной: «Отвергнув христианство со всеми его высочайшими нравственными добродетелями и провозгласив господство в мире силы, могущества, власти, бронированного кулака, немецкая философия и этика приготовили немецкий народ к победоносному нашествию и покорению под свою власть всех народов» [21].

Множество публикаций журнал посвятил теме духовной поддержки семей, потерявших своих родных на войне, рассказал о героической гибели воспитанников Орловской духовной семинарии на фронте, о влиянии войны не только на духовную жизнь народа, но и его культурную жизнь. Псаломщик Илларион Гончаров писал с передовой епископу Орловскому Григорию (Вахнину) о религиозном восприятии войны солдатами действующей армии: «Жребий наш в руках Божих — молитесь, братья-сограждане, чтобы Господь спас нас оставшихся на славу Бога, на пользу своих семей и милой Родины». Гончаров особо просит архиерея напечатать это письмо в «Епархиальных ведомостях» [28].

Отдельное внимание журнал уделяет беженцам, призывая встречать их с гостеприимством и любовью, так как они «прибывают в гораздо более худшем положении», чем «простой народ, лишенный крова пищи», сравнивая такую помощь с лептой евангельской вдовицы [23].

Хотя некоторые современные историки отмечают, что духовенство «в экстремальных для государства условиях не смогло выступить в роли «духовного поводыря» и дать нравственные установки для деморализованного войной и революцией крестьянства» [3, с. 48-49], многочисленные примеры орловского епархиального журнала свидетельствуют об обратном. «Орловские епархиальные ведомости» демонстрируют: участие русского православия (и церковной периодической печати) в общенациональном испытании не ограничивалось только статьями. Вскоре после того, как через журнал некто Елатомский призвал приходы поддержать беженцев, воинов и их семьи, издание рассказало и о первых фактах такой помощи со стороны духовенства [20]. Журнал печатает советы желающим оказать такую помощь, рассказывает об истории дел милосердия, помощи раненым и больным. В сентябре 1915 г. в корпусе Орловской духовной семинарии, где также располагалась редакция «Орловских ЕВ», был размещен военный госпиталь; группа учащихся духовных учебных заведений епархии принимает участие в помощи фронту [27]; в ноябре 1916 г. журнал призывает читателей подписываться на облигации военного займа.

Несмотря на явное оскудение как моральных сил государства и народа, так и материальных ресурсов империи, пастыри православной церкви не прекращают увещевать россиян отдавать последнее соотечественникам, находящимся в окопах; об этом писал, к примеру, священник тылового военно-санитарного поезда Вениамин Богданов в одном из последних номеров 1916 г.: «Самозабвение наших воинов ради победы и завоевания всеобщего покоя и мира обязывает и нас забыть, хотя на время о себе. <…> Итак, жертвуйте же все, кто что может» [29].

«Орловские ЕВ» фиксируют рост социальной напряженности примерно за год до Февральской революции 1917 г. Война обостряет имущественное расслоение, которое рано или поздно может повлечь за собой трагедию: «Посмотрите, как заражающе действует грабительский пример: за крупными производителями, жиреющими на хлебных, соляных, дровяных и др. искусственных голодах, спешат крупные торговцы, за ними мелкие. <…> А отсюда — начало того разъединения, которое больше, чем что-либо другое, может повредить успеху великого народного дела. Мы не знали этого разъединения в начале войны. <…> Оно еще не имеет того характера, при котором оно становится государственной опасностью, и есть полная возможность предупредить его дальнейшее развитие» [26]. Незадолго до революции Советов автор под псевдонимом «Иерей» со скепсисом высказывается о распространившихся «комитетах, комиссиях, советах, попечительствах и прочих коллективных учреждениях». Все они, «будучи полезными и благотворными по идее и цели своей, не всегда таковыми оказываются по применению к действительности», отмечает он. [25]

Таким образом, рассмотрение точек зрения представителей Церкви на одно из важнейших явлений общественной жизни — войну показывает, что идейно они целиком и полностью выражали поддержку государственной политике, со своей стороны убеждая и паству проявить свою гражданскую и патриотическую позицию. Православное население Российской империи активно участвовало в помощи фронту, заботе о раненых и беженцах, а местные епархиальные издания выступали в роли координатора такой деятельности. В революционные 1905-1907-й годы и позже, в дни Первой мировой войны, многие священники и журналисты-миряне на страницах церковной периодики демонстрируют обеспокоенность моральным состоянием российского общества, значительно повлиявшим на приближение революционных событий, которую ощущали провинциальные представители Русской Церкви накануне 1917 г., ставшего началом следующей эпохи в истории России.


Список литературы / References

На русском

  1. Борисов Е. Встречая XX век. Мнения провинциального духовенства о вызовах начинавшегося столетия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 82-1.
  2. Куфакова Н., Немировская Л. Вопросы войны и мира в русском православном богословии. – М.: Издательство МГУ, 1989. – 89 с.
  3. Марченя П.П. Международный круглый стол «Русское крестьянство и Первая мировая война» / П.П. Марченя, С.Ю. Разин // Новый исторический вестник. – 2014. – № 2 (40).
  4. Орловские епархиальные ведомости. 1866. № 9. Отдел неофициальный. – С. 563-564.
  5. Орловские епархиальные ведомости. 1871. № 1. Отдел неофициальный. – С. 26-29.
  6. Орловские епархиальные ведомости. 1874. № 3. Отдел неофициальный. – С. 150.
  7. Орловские епархиальные ведомости. 1876. № 1. Отдел официальный. – С 1.
  8. Орловские епархиальные ведомости. 1877. № 12. Отдел официальный. – С. 637. Орловские епархиальные ведомости. 1877. № 15. Отдел неофициальный. – С. 877-879.
  9. Орловские епархиальные ведомости. 1878. № 18. Отдел неофициальный. – С. 1292.
  10. Орловские епархиальные ведомости. 1900. № 11. Отдел неофициальный. – С. 424-425.
  11. Орловские епархиальные ведомости. 1904. № 7. Отдел официальный. – С. 65.
  12. Орловские епархиальные ведомости. 1904. № 15. Отдел неофициальный. – С. 299.
  13. Орловские епархиальные ведомости. 1904. № 31-32. Отдел неофициальный. – С. 753.
  14. Орловские епархиальные ведомости. 1904. № 42. Отдел неофициальный. – С. 966.
  15. Орловские епархиальные ведомости. 1905. № 1-2. Отдел неофициальный. – С. 2.
  16. Орловские епархиальные ведомости. 1905. № 3. Отдел официальный. – С. 21.
  17. Орловские епархиальные ведомости. 1914. № 30. Отдел официальный. – С. 535-539; Отдел неофициальный. – С. 763-764.
  18. Орловские епархиальные ведомости. 1914. № 32. Отдел неофициальный. – С. 805-806.
  19. Орловские епархиальные ведомости. 1914. № 35. Отдел неофициальный. – С. 883-884.
  20. Орловские епархиальные ведомости. 1914. № 37. Отдел неофициальный. – С. 943.
  21. Орловские епархиальные ведомости. 1915. № 17. Отдел неофициальный. – С. 325.
  22. Орловские епархиальные ведомости. 1915. № 37. Отдел неофициальный. – С. 572.
  23. Орловские епархиальные ведомости. 1915. № 39. Отдел неофициальный. – С. 932
  24. Орловские епархиальные ведомости. 1916. № 1. Отдел неофициальный. – С. 17.
  25. Орловские епархиальные ведомости. 1916. № 2. Отдел неофициальный. – С. 35-36.
  26. Орловские епархиальные ведомости. 1916. № 15-16. Отдел неофициальный. – С. 454, 458.
  27. Орловские епархиальные ведомости. 1916. № 36-37. Отдел неофициальный. – С. 746-748.
  28. Орловские епархиальные ведомости. 1916. № 48-49. Отдел неофициальный. – С. 931-932.
  29. Чернуха В. Самодержавие и печать // Вопросы истории. – 1986. – № 11. – С. 56.

English

  1. Borisov E. Vstrechaya XX vek. Mneniya provincialnogo duxovenstva o vyzovax nachinavshegosya stoletiya. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. – 2008. – № 82-1.
  2. Kufakova N., Nemirovskaya L. Voprosy vojny i mira v russkom pravoslavnom bogoslovii. – M.: Izdatelstvo MGU, 1989. – 89 s.
  3. Marchenya P.P. Mezhdunarodnyj kruglyj stol «Russkoe krestyanstvo i Pervaya mirovaya vojna» / P.P. Marchenya, S.Yu. Razin // Novyj istoricheskij vestnik. – 2014. – № 2 (40).
  4. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1866. № 9. Otdel neoficialnyj. – S. 563-564.
  5. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1871. № 1. Otdel neoficialnyj. – S. 26-29.
  6. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1874. № 3. Otdel neoficialnyj. – S. 150.
  7. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1876. № 1. Otdel oficialnyj. – S 1.
  8. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1877. № 12. Otdel oficialnyj. – S. 637.
  9. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1877. № 15. Otdel neoficialnyj. – S. 877-879.
  10. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1878. № 18. Otdel neoficialnyj. – S. 1292.
  11. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1900. № 11. Otdel neoficialnyj. – S. 424-425.
  12. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1904. № 7. Otdel oficialnyj. – S. 65.
  13. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1904. № 15. Otdel neoficialnyj. – S. 299.
  14. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1904. № 31-32. Otdel neoficialnyj. – S. 753.
  15. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1904. № 42. Otdel neoficialnyj. – S. 966.
  16. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1905. № 1-2. Otdel neoficialnyj. – S. 2.
  17. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1905. № 3. Otdel oficialnyj. – S. 21.
  18. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1914. № 30. Otdel oficialnyj. – S. 535-539.
  19. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1914. № 32. Otdel neoficialnyj. – S. 805-806.
  20. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1914. № 35. Otdel neoficialnyj. – S. 883-884.
  21. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1914. № 37. Otdel neoficialnyj. – S. 943.
  22. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1915. № 17. Otdel neoficialnyj. – S. 325.
  23. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1915. № 37. Otdel neoficialnyj. – S. 572.
  24. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1915. № 39. Otdel neoficialnyj. – S. 932.
  25. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1916. № 1. Otdel neoficialnyj. – S. 17.
  26. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1916. № 2. Otdel neoficialnyj. – S. 35-36.
  27. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1916. № 15-16. Otdel neoficialnyj. – S. 454, 458.
  28. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1916. № 36-37. Otdel neoficialnyj. – S. 746-748.
  29. Orlovskie eparxialnye vedomosti. 1916. № 48-49. Otdel neoficialnyj. – S. 931-932.
  30. Chernuxa V. Samoderzhavie i pechat // Voprosy istorii. – 1986. – № 11. – S. 56.

Оставить комментарий