История первого периода деятельности Содружества Святого Албания и преподобного Сергия

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопроса деятельности Содружества Святого Албания и Преподобного Сергия на первом этапе деятельности. Создание этой организации связано с продолжением диалога Русской православной и Англиканской церквей, который был начат еще в XVIII веке. Создание Содружества было вызвано массовой эмиграцией русской интеллигенции за рубеж, где продолжалась деятельность по развитию диалога православных и англикан. Англиканские интерконфессиональные организации, которые были созданы в Российской империи в начале XX века, прекратили свое существование в период революционных событий в России в 1917-1918 гг. На поместном Соборе Русской православной церкви, который проходил в период 1917- 1918 гг. было определено продолжить диалог с англиканами. Однако он был завершен по причине того, что началась Гражданская война, а затем и интервенция, в которой приняла участие Великобритания. Отношения между молодым Советским государством и Великобританией в первые годы не развивались. Россия находилась в изоляции. Однако за рубежом вопрос развития диалога православных и англикан по-прежнему оставался актуальным. За рубежом образовалась целая группа сторонников развития диалога с англиканами. В центре внимания находился вопрос признания англиканского священства, которое по-прежнему считалось вне закона.

В разрешение вопроса о признании англиканского священства включилось Содружество Святого Албания и Преподобного Сергия. Его деятельность имеет несколько этапов. В данной статье будет рассмотрен первый этап его деятельности в период 20 – 30-х гг. XX века.

Ключевые слова и фразы: РПЦ, Англиканская церковь, Содружество Святого Албания и Преподобного Сергия, СССР, Великобритания.

Annotation

History of the first period of activity of the fellowship of Saint Alban and Saint Sergius.

Article is devoted to consideration of a question of activity of the Fellowship of Saint Alban and Saint Sergius at the first stage of its activity. The creation of this organization is connected with continuation of dialogue of the Russian orthodox and Anglican churches which was begun in the 18th century. The creation of the Fellowship was caused by mass emigration of Russian clerisy abroad where activities for development of dialogue of Orthodox Christians and Anglicans continued. The Anglican interkonfessionalny organizations which were created in the Russian Empire at the beginning of the 20th century stopped the existence during revolutionary events in Russia in 1917 — 1918. On a local council of Russian Orthodox Church which passed during 1917 — 1918 was determined to continue dialogue with Anglicans. However, it was complete for the reason that Civil war, and then and the intervention in which Great Britain took part began. The relations between the young Soviet state and Great Britain in the first years did not develop. Russia was in isolation. However the question of the development of the dialogue between Orthodox Christians and Anglicans still remained relevant. The whole group of supporters of the development of the dialogue with Anglicans was formed abroad. In the center of attention there was a question of recognition of Anglican priesthood which was still considered beyond the law.

The question of the recognition of the Anglican priesthood involved the Fellowship of Saint Alban and Saint Sergius. Its activity had several stages. In this article the first stage of its activity in the period of 20 – 30-x of the 20th century is considered.

Key words and phrases: ROC, Anglican church, Commonwealth of the Saint Albania and Reverend Sergiya, USSR, Great Britain.

О публикации

Авторы: .
УДК 947.
DOI 10.24888/2410-4205-2018-15-2-97-104.
Опубликовано 18 июня года в .
Количество просмотров: 15.

Отношения России и Великобритании на протяжении долгих лет исторического развития выстраивались с заметной сложностью. Проявлениями этих трудностей становились постоянные столкновения дипломатического и военного характера. Небольшая площадь территории Великобритании заставляла правительство этой страны развивать свои империалистические амбиции. Временем складывания такого положения стал XVI в. Именного тогда английские купцы, прибыв в Россию, ходатайствовали перед царем Иваном IV Грозным о развитии торговых отношений с Англией. Царь отнесся к этой просьбе с пониманием. Это привело к открытию английской торговой компании. Однако под амбициями торговли находились другие планы, которые англичане с течением времени стали развивать на территории России. Одним из основных проявлений этого стало вмешательство правительства Англии в дела российского государства. В конечном счете это стало одной из причин, по которой прекратила свое существование английская торговая компания [6, с. 100].

Случившаяся в XVI столетии Ливонская война еще больше ухудшила отношения России и Англии. Возрождаться они начали в период царствования Петра I, который стремился к расширению территории русского государства в направлении Балтийского моря. Это стало причиной Великого посольства, а также посещения в ходе этой миссии Англии. В этот период произошло вызывающее интерес событие, на которое необходимо обратить внимание. Англиканские священники выступили с инициативой о возможном общении с целью признания англиканских рукоположений (Англиканская церковь отделилась от Римско-католической церкви в XVI в. С этого времени она стала официально непризнанной церковной организацией) [1, с. 99]. Признание англиканских рукоположений вынудило англиканских священников начать диалог с русским царем. Петр I проявил дипломатическую смекалку, решив выслушать пожелания англиканских священников. Петр I хотел расположить к себе англиканских священников, которые в тот период были недовольны проводящимися в Англии церковными реформами, в результате которых англикане лишились многих привилегий [10, с. 121]. В действительности предприимчивость Петра I позволила ему решить необходимые задачи и за счёт завязавшегося диалога получить нейтральную позицию Англии на период ведения Северной войны [8, с. 144].

В XIX в. диалог православных и англикан в политических целях стали использовать уже англичане, которые на тот период вели активную внешнеполитическую деятельность. Англичан явно не устраивали события, складывавшиеся в Средней Азии. Россия наступательно пыталась занять больше территорий в этом регионе. Эти события привели к началу Большой игры, в которую были замешаны Российская империя и Великобритания. Для смягчения отношений двух государств использовался диалог Русской православной и Англиканской церквей, который начал активно развиваться [2, с. 555].

В 1863 г. в Лондоне создана «Ассоциация Восточной церкви» (The Eastern Church Association). Ее деятельность была направлена на объединение с Восточной церковью [4, с. 160]. Папская энциклика 1896 г. Apostolicae Сиrае, отрицающая действительность англиканского священства, стала основой для развития дискуссии между англиканами и православными [14, с. 135]. Англикане вышли с инициативой изучения англиканского священства к русским и греческим богословам, которые принялись за исследование этого вопроса. Выводы оказались разными. Известный русский богослов профессор В. Соколов выразил мнение, отразившее православную точки зрения, что в Англиканской церкви, было сохранено апостольское преемство [5, с. 102].

В начале XX в. диалог Русской православной и Англиканской церквей повлиял на создание союза Антанты. В Российской империи при Святейшем Синоде действовала специально созданная группа по развитию диалога с Англиканской церковью.

В 1906 г. в Великобритании группой духовенства, которое относилось к англо-католическому движению, создано новое общество. Оно получило название «Союз Англиканской и Восточноправославной церквей» (The Anglican and Eastern Orthodox Churches Union). В ее задачу входило развитие интереса к Восточной церкви среди более широких кругов англикан и развитие личных связей. Несколько членов общества посетили Россию, и были там хорошо приняты. Для изучения англиканства было создано российское отделение общества.

В 1912 г. в Россию прибыла группа англиканских епископов. Целью приезда стало дальнейшее проведение контактов православных и англикан [15, с. 118]. Среди прибывших англикан были видные иерархи и богословы Англиканской Церкви: епископ г. Уэйкфилда доктор Д. Иден, епископ г. Бангора доктор В. Уильям, епископ г. Эксетера доктор Арчибальд Робертсон, епископ г. Оссори доктор Джон Генри Бернард и известный богослов Джон Биркбек. Встреча гостей прошла в торжественной обстановке. Они провели встречи с иерархами Русской православной церкви. Перед гостями выступил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский). Он, в частности, сказал о значимости построения диалога между Русской православной и Англиканской церковью [9, с. 119].

Окончание визита англиканских иерархов в Россию ознаменовалось открытием 17 января 1912 г. Общества ревнителей сближения Восточно-православной и Англиканской церквей, главной целью которого стало развитие связей между православными и англиканами. На данном мероприятии присутствовали епископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский), который в дальнейшем стал председателем Общества, а также четыре англиканских епископа. Синод Русской православной церкви, который занимался ведением Общества, определил устав общества и утвердил его. Основополагающей задачей Общества стало налаживание контактов между Русской православной и Англиканской церквями. С этого момента общество ревнителей сближения Восточно-православной церкви с Англиканской развернуло свою деятельность на территории России.

В Великобритании за период 1910-1912 гг. к обществу присоединилось 273 новых члена. Открытие отделения Общества в Российской империи поспособствовало увеличению визитов англикан в Россию. Самым выдающимся стал визит в 1912 г. В Россию приехали крупные деятели Англиканской церкви [11, с. 74]

В период начала революционных событий в 1917 г. диалог православных и англикан продолжался. Его дальнейшее развитие было поддержано и на Соборе 1917 – 1918 гг. Однако начало гражданской войны, а также участие Великобритании в интервенции в России, атеистическая позиция советского руководства привели к прекращению контактов православных и англикан.

На этом этапе необходимо то, что Великобритания была в большей части удовлетворена положением дел в России, которая находилась в состоянии полнейшей разрухи. Идея использования диалога Русской православной и Англиканской церквей не покидала политические круги Великобритании. Это проявилось в распространении идей по данному вопросу среди русской эмиграции, которой довольно много оказалось за рубежом.

Осенью 1923 г. было создано Русское студенческое христианское движение в изгнании (РСХД). Его первая учредительная конференция прошла в Прешове (Чехословакия). Здесь встретились два поколения русских. Это были студенты и лидеры религиозного возрождения, начавшегося в России перед революцией 1917 г.

Большой вклад для ознакомления Англиканской церкви с Русской церковью внесла русская эмиграция. Среди эмигрантов были молодые люди студенческого возраста, пытавшиеся возобновить учебу за рубежом. Уехав из России, они сформировали кружки почти во всех столицах Европы, на которых обсуждались вопросы религии, философии и политики. В августе 1926 г. руководителями британского и русского студенческих движений принято решение организовать первую англо-русскую конференцию Всемирной студенческой христианской федерации, которая состоялась в местечке Ниборг Странд в Дании [5, с. 47].

11 января 1927 г. в городке Сент-Олбанс (Великобритания) открыт первый Англикано-православный съезд. В его работе приняли участие 30 англикан и 12 православных. С 28 декабря 1927 г. по 2 января 1928 г. по инициативе английского и русского студенческих движений прошёл второй съезд в Сент-Албансе. В ходе съезда обсуждались вопросы учения о царствии Божием и догмат о Святом Духе [7, с. 90].

В Великобритании наравне с другими странами Европы стали возникать кружки РСХД. В Англии их поддержали представители «Ассоциации Англиканской и Восточных Церквей» («The Anglican and Eastern Churches Association»), которое начало активно действовать с начала XX в.

Особое место в деятельности эмиграции заняло созданное в 1928 г. «Содружество святого Албания и преподобного Сергия» (The Fellowship of St Alban and St Sergius). Идею его создания выдвинул в 1925 г. русский философ и богослов Н.М. Зернов на съезде студентов, который прошел в городе Манчестер.

Основной целью Содружества были молитва и деятельность, направленная на сближение Православной и Англиканской Церквей. Деятельность Содружества помогала православным и англиканам лучше узнать друг друга, познакомиться с духовностью, богословием и богослужением в Православной и Англиканской церквях. В качестве духовных покровителей Содружества были избраны святой Албаний (Альбан), один из первых святых Великобритании, и преподобный Сергий Радонежский.

В истории Содружества можно выделить пять периодов, первый из которых длился двенадцать лет (1928-1939). В этот период устраивались конференции, одна часть которых организовывалась для студентов, а другая — для членов Содружества. Местом проведения большинства конференций стал Хай Лей в Ходдесдоне.

В июне 1928 г. опубликован первый номер ежеквартального издания, получившего название The Journal of St. Albans and St. Sergius («Журнал св. Албания и св. Сергия»). Его редакторами избраны Ксения Брайкевич и Эмброуз Ривз. С декабря 1933 г. журнал стал печататься типографским способом. В марте 1935 г. он получил название «Соборность». В декабре 1937 г. пост редактора занял Эрик Маскаль, а его помощниками стали о. Г. Флоровский и дост. П. Томпсон.

Содружество стремилось к обмену богословским опытом, став ответвлением студенческого движения. Сопредседателями избрали епископа Трурского У. Фрира, К. Брайкевич – секретарём, а С. Булгакова – вице-президентом. В движение вовлекались представители разных наций и конфессий [5, с. 159].

В апреле 1931 г. прошел очередной Англо-православный съезд, где выступили протоиереи Сергий Булгаков, Георгий Флоровский и А.В. Карташев. На шестом съезде, который состоялся в Лондоне в апреле 1932 г., произнес речь Н.А. Бердяев. В русскую делегацию входил Сергей Безобразов. Главной фигурой среди участников со стороны Англии был епископ Чарлз Гор.

В 1933 г. отец Сергий Булгаков во время конференции Содружества на тему «Евхаристия и единство Церкви» предложил англиканам и православным, согласным по главным доктринальным вопросам, к своим епископам с просьбой разрешить им принимать причастие друг у друга за богослужением.

Отец Сергий Булгаков понимал, что возобновление евхаристического общения между христианами, которые осознали свое вероучительное и литургическое единство, станут почвой для формального примирения между соответствующими вероисповеданиями. Отец Сергий считал, что такой интеркоммунион (совместное богослужение) может быть легализован властью епархиального епископа. Он был сторонником возврата к доконстантиновскому устройству церкви, согласно которому, по слову св. Игнатия Антиохийского, «где епископ, там и Церковь» [12, с. 89].

Предложение отца Сергия Булгакова привело членов Содружества в замешательство. Большинство выступило против такого подхода. Было решено, что перед тем как начать совместное богослужение, необходимо тщательным образом изучить вероучительный, литургический и канонический подтексты этого предложения.

В 1936 г. состоялась очередная конференция Содружества. Она прошла в Париже. На этом мероприятии возникло ощущение, что единение англикан и православных достигло своего пика. Митрополит Евлогий пригласил епископа Фрира совершить англиканское богослужение в соборе св. Александра Невского. В полном епископском облачении, стоя на архиерейском месте в центре храма, Фрир провел службу в окружении множества русских православных прихожан. Это был первый случай, когда англиканское богослужение совершалось в православном храме в присутствии русской общины. Оно стало знаком литургического признания русским епархиальным епископом англиканского епископа как своего брата.

Эта конференция была организована Парижским отделением Содружества, объединявшим большую группу русской православной молодежи под руководством о. С. Булгакова, о. Г. Флоровского, проф. Г. П. Федотова и Софии Зерновой. Всех вдохновляла вера в то, что восстановление евхаристического общения является достижимой целью.

Новые надежды, которые пробудила конференция 1936 г., не оправдались. Тому было несколько причин. Резко ухудшилось состояние здоровья епископа Фрира, который был ключевой фигурой в тогдашних дискуссиях. В 1938 г. он скончался. Отец Сергий Булгаков перенес тяжелую операцию в связи с раком горла и уже не мог участвовать в конференциях. Избрание нового англиканского председателя Роулинсона, епископа Дерби (1884-1960), почти совпало с началом Второй Мировой войны, которая и положила конец первому периоду истории Содружества.

С 1939 г. меняется характер Содружества. Оно росло за счёт членов, не участвовавших в съездах [13, с. 58].

24 июля – 2 августа 1939 г. прошла первая Всемирная конференция христианской молодежи в Амстердаме, организованная YMCA, YWCA и ВХСС. Русскую делегацию возглавлял Кассиан (Безобразов). Поскольку в 1937 г. в Оксфорде и Эдинбурге члены Содружества св. Албания заявили о необходимости проведения литургий разных традиций, с этого времени евхаристия стала частью программы экуменических форумов. Было решено создать постоянные институты молодёжных движений.

На эти ежегодные летние съезды собиралось все больше ведущих богословов. Из Парижа приезжал Николай Бердяев (1874-1948), Антон Карташев (1875-1960), о. Сергий Четвериков (1867-1947), о. Георгий Флоровский (1893-1979), В.В. Зеньковский (1881-1962), Г.П. Федотов (1886-1951) и Владимир Вейдле (1895-1979), из Польши – проф. Н.С. Арсеньев (1888-1977). Среди англиканских участников были епископ Хэдлем (1862-1947), каноник Оливер Квик (1866-1939), дост. профессора В.А. Демант (род.1893), Н.П. Вильямс (1883-1943), Леонард Ходжсон (1889-1969) и X.Л. Гудж (1866-1939). Молодых богословов представляли Майкл Рамсей, впоследствии архиепископ Кентерберийский (1904-1988), Эрик Маскаль, позднее профессор в Кингз Колледж в Лондоне (род. 1905), Эрик Эббот, позднее декан в Вестминстере (род. 1906), Джеффри Куртис, С.R. (род. 1902), Гарри Карпентер, впоследствии епископ Оксфордский (род. 1901), Элджи Робертсон (1894-1955), один из основателей англиканского Общества св. Франциска, Оливер Томкинс, впоследствии епископ Бристольский (род. 1908) и Джон Рэнсботам, позднее епископ Уэйкфильда (род. 1906). Большой интерес к Содружеству проявляли иеромонах Е.К. Тальбот (1879-1940), настоятель Общины Воскресения, иеромонах Габриэль Хеберт, S.S.M. (1886-1963) и Эвелин Ундерхилл (1875-1941) [3, с. 52].

Как правило, участниками конференций были русские православные, английские студенты богословских учебных заведений и молодые священнослужители.

В это время Содружество сотрудничало с Фондом помощи Русской церкви (Russian Church Aid Fund). Целью этой организации было распространение среди английских христиан информации о нуждах и проблемах, с которыми сталкивается Русская церковь. Одна из задач в этой связи заключалась в том, чтобы обратить внимание христиан в Англии на тот факт, что заявления советских властей об уничтожении христианства в России являются пропагандистским приемом, а Православная церковь там, хотя и загнанная в подполье, продолжает жить, оставаясь неотъемлемой частью жизни людей. Многие члены Содружества оказывали поддержку Фонду помощи Русской церкви; с другой стороны, те, кто посещал собрания Фонда, начинали интересоваться деятельностью Содружества [5, с. 178].

Содружество начало распространяться, проникая в церковные приходы, и многие активные миряне стали его членами. Одним из плодов такого рода сотрудничества стали небольшие местные конференции, длившиеся обычно один или два дня и включавшие совершение православной литургии. Эти конференции проходили в самых разных местах: в Бирмингеме, Шрусбери, Стоук-он-Тренте, Стаффорде, Кембридже, Оксфорде, Лей-он-Си, Винчестере, Лейсестере, Уэйкфильде, Грантаме, Хертфорде, Ньюкее и Лимингтоне [3, с. 52].

Содружество организовывало поездки русских студентов в Великобританию. Ежегодно 50-60 молодых русских студентов из Парижа ездили на каникулы в теологические колледжи или в английские семьи, где знакомились с жизнью Англиканской церкви. Кроме этого, содружество организовывало поездки в Великобританию православных студентов из Румынии, Сербии и Греции. Помимо этого Содружество организовывало ответные визиты англикан в летние лагеря РСХД, которые располагались на юге Франции, а также в богословские учебные заведения, располагающиеся на Балканах. Члены Содружества занимались организацией паломничества в Румынию и Эстонию.

Увеличение контактов между англиканами и православными сказалось на необходимости создать постоянный центр, который, по решению членов Содружества, должен был получить имя святого Василия Великого. Но финансовые трудности не позволили осуществить этот план.

Надежда Городецкая, одна из ведущих русских фигур в Содружестве, пыталась обустроить в Селли Оук в Бирмингеме дом для православных студенток, который должен был быть назван в честь святой Макрины – ученой сестры святого Василия. Однако начало Второй Мировой войны помешала его открытию. Содружество начало испытывать трудности. Фонд помощи Русской церкви закрылся, и офис Содружества перешел в квартиру Зёрновых. Нападение Германии на Польшу поставило под вопрос существование организации.


Список литературы / References

На русском

  1. Бенигсен Г.К. вопросу о действительности англиканского священства. Париж, 1927. С. 98-100.
  2. Булгаков А.И. К вопросу об англиканской иерархии // ТКДА. 1898. № 8. С. 554-574.
  3. Зёрнов Н.М. Православие и англиканство // Путь. 1934. № 43. С. 49-66.
  4. Курков Н.В. Первые английские переводы русских богослужебных книг в США // Проблемы экуменизма и миссионерской практики: Сб. М., 1996. С. 159-161.
  5. Ливцов В.А. Русская православная церковь и экуменическое движение в XX веке. М., 2000. 205 с.
  6. Ливцов В.А., Исаев А.В., Власов Ю.И. Религиозный экстремизм в Орловской области // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 1. С. 99-106.
  7. Меркулов П.А., Цыбаков Д.Л. Информатизация мировой политики: сущностное выражение и практические результаты // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 6. С. 89-96.
  8. Михайловский В.Я. Англиканская церковь и ее отношение к православию. СПб.: Типография Безобразова и К°, 1864. 283 с.
  9. Российский государственный исторический архив (РГИА) Ф. 796. Оп. 445. Д. 40. Л. 119
  10. Смолич И.К. История Русской церкви 1700-1917. М., 1997. Ч. 2. С. 120-135.
  11. Соловьёва Т.А. Англиканская и православная церкви в XIX в. // Поиски единства: Сб. М., 1997. С. 34-39.
  12. Торопов Даниил, священник. Диалог Российской православной церкви со старокатолическим движением во второй половине XIX – начале XX века: дис. … канд. богословия. М., 2015. 319 с.
  13. Филонов В.И. Идея всеединства В.С. Соловьева // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 3 (17). С. 57-58.
  14. Филонов В.И., Меркулов П.А. Взаимоотношения РПЦ и Англиканской церкви в первом десятилетии XX века // История: факты и символы. 2016. № 3. С. 134-138.
  15. Церковный вестник. 1912. № 4. С. 118.

English

  1. Benigsen G. K voprosu o dejstvitel’nosti anglikanskogo svyashchenstva. Parizh, 1927. S. 98-100.
  2. Bulgakov A.I. K voprosu ob anglikanskoj ierarhii // TKDA. 1898. 8. S. 554-574.
  3. Zyornov N.M. Pravoslavie i anglikanstvo // Put’. 1934. № 43. S. 49-66.
  4. Kurkov N.V. Pervye anglijskie perevody russkih bogosluzhebnyh knig v SSHA // Problemy ehkumenizma i missionerskoj praktiki: Sb. M., 1996. S. 159-161.
  5. Livcov V.A. Russkaya pravoslavnaya cerkov’ i ehkumenicheskoe dvizhenie v XX veke / Livcov Viktor Anatol’evich. Moskva, 2000. 205 s.
  6. Livcov V.A., Isaev A.V., Vlasov YU.I. Religioznyj ehkstremizm v Orlovskoj oblasti // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2016. T. 11. № 1. S. 99-106.
  7. Merkulov P.A., Cybakov D.L. Informatizaciya mirovoj politiki: sushchnostnoe vyrazhenie i prakticheskie rezul’taty // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2015. № 6. S. 89-96.
  8. Mihajlovskij V.YA., protoierej. Anglikanskaya cerkov’ i ee otnoshenie k pravoslaviyu. SPb.: Tipografiya Bezobrazova i K°, 1864. 283 s.
  9. RGIA F. 796. Op. 445. D. 40. L. 119
  10. Smolich I.K. Istoriya Russkoj cerkvi 1700-1917. M. 1997. CH 2.
  11. Solov’yova T.A. Anglikanskaya i pravoslavnaya cerkvi v XIX v. // Poiski edinstva: Sb. M., 1997.
  12. Toropov Daniil, svyashchennik. Dialog Rossijskoj pravoslavnoj cerkvi so starokatolicheskim dvizheniem vo vtoroj polovine XIX – nachale XX veka: dis. … kand. bogosloviya. M., 2015.
  13. Filonov V.I. Ideya vseedinstva V.S. Solov’eva // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2011. № 3 (17). S. 57-58.
  14. Filonov V.I., Merkulov P.A. Vzaimootnosheniya RPC i Anglikanskoj cerkvi v pervom desyatiletii XX veka // Istoriya: fakty i simvoly. 2016. № 3. S. 134-138.
  15. Cerkovnyj vestnik. 1912. № 4. S. 118.

Оставить комментарий