Рецензия на книгу: Крючков И.В., Птицын А.Н. Славянская проблема в XIX – XX веках: учебный дискурс: история южных и западных славян в новое и новейшее время

Поселение восточных славян (иллюстрация)

Полное название

Рецензия на книгу: Крючков И.В., Птицын А.Н. Славянская проблема в XIX – XX веках: учебный дискурс: история южных и западных славян в новое и новейшее время: Практикум. Ставрополь: изд-во СКФУ, 2013. 323 с.

Full title

Book review: Kryuchkov I.V., Ptitsyn A.N. Slav problem in XIX – XX centuries: learning the discourse of history of southern and western slavs in the new and modern times. Stavropol: publ. NCFU, 2013. – 323 p.

О публикации

Авторы: .
УДК 902/908.
Опубликовано 24 марта года в .
Количество просмотров: 54.

Книга ставропольских историков представляет интерес и в научном, и в учебном, и в социальном отношении. Во-первых, в условиях глобализации обострилось внимание не только к истории локальных сообществ, но и к социокультурным пространствам, объединенным схожей ментальностью, тенденциями, объединяющими культурные процессы, перекликавшиеся социальными структурами, идет ли речь о «западном мире», «славянском мире», «русском мире», «евразийском мире».

Во-вторых, новые подходы и современный исследовательский инструментарий расширили границы предметных полей истории славян как объекта изучения. Надо отметить, что авторы пособия активно работают в этом направлении. К примеру, миграционные процессы как общая черта мирового сообщества в XIX–XX вв. рассматривалась одним из авторов этого издания в научной статье, посвященной эмиграции словаков из Австро-Венгерской империи в США [2, с. 42– 47]. Его соавтор также работает в рамках обширного направления по истории российско-европейских отношений. В частности, он обратил внимание на то обстоятельство, что во второй половине XIX – начале XX века в известной на весь Северный Кавказ Ставропольской классической мужской гимназии работали многие учителя славяне – выходцы из Австро-Венгрии, и доказывает типичность этого явления в тот период [3, с. 62– 67].

Кроме того, история славян актуализируется в контексте тех или иных юбилеев исторических событий, как случилось со столетней годовщиной Второй мировой войны. Так, 28 июня 2015 г. на базе Центра евразийских исследований Филиала Российского Государственного социального университета в г. Минске и научно-просветительского проекта «Западная Русь» прошла Международная конференция «Россия и славянские народы в войнах и военных конфликтах XIX–XX веков» [4].

Одним из востребованных научных направлений современной историографии является история культурного пограничья. Это в полной мере относится и к истории европейского славянства и его связей с другими регионами мина. В 2014 г. в Ставрополе прошла большая международная конференция, посвященная проблемам идентичности, имперскому и интеллектуальному контекстам народов Кавказа, Карпат и Балкан. Каждая из этих областей представляет собой сложное социокультурное пограничье, условной границей которого являются горы [1].

Кроме того, сегодня в сложной международной ситуации для поворота от конфронтации к мирному и дружественному сотрудничеству важно хорошо знать своих соседей, их культуру, интеллектуальную, социокультурную политическую и экономическую историю. Речь идет, в первую очередь, о Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европе, значительную часть которой занимают славянские народы.

Таким образом, очевидна своевременность появления такого учебного пособия. Его выход обусловлен и новыми учебными задачами при подготовке профессиональных историков. Дело в том, что сегодняшний день требует от преподавания не столько передачи готовых знаний, сколько компетентности будущих специалистов. Именно компетенции осваиваются студентами через освоение навыков самостоятельной работы, самостоятельных поисков нужных знаний. Пособие И.В. Крючкова и А.Н. Птицына построено именно на этом принципе. Авторы выделили основные вопросы для обсуждения на практическом занятии по 7 темам, охватывающим период с середины XIX до 1990-х годов. Эти вопросы предполагают самостоятельную подготовку студентов. Опорой этой работы являются подробные методические указания и рекомендуемая литература.

Наряду с этим традиционным набором дидактических единиц в «Практикуме» помещены самые главные элементы самостоятельной практической работы студентов – многообразные источники. Надо отметить особенность этих документальных материалов: наряду с широко известными изданиями типа хрестоматий и сборников документов, опубликованных во второй половине XX столетия, используются источники из редких изданий конца XIX – начала XX вв., например, Сборник конституций 1905 г. издания или Сборник консульских донесений, опубликованный в 1908 году. Приводятся материалы по европейской экономике из Приложения к Торговому Бюллетеню Советского торгпредства в Германии за 1925 год. Используются в книге и данные из иностранных статистических источников и других зарубежных изданий, к примеру, акты Польской республики, изданные в Варшаве в 1921 году, корреспонденции российских журналов конца XIX века, таких как «Вестник Европы» или «Мир божий».

Важной чертой помещенных в пособии документов является также их многообразие. Наряду с актовым материалом, деловой перепиской, законодательными документами для самостоятельной работы здесь помещены и источники личного происхождения. Это и заметки В.В. Водовозова, и воспоминания П.Н. Милюкова, и мемуары У. Черчилля, и дневники А.Е. Богомолова и В.А. Зорина и многих других. Всего источники личного происхождения составили не менее четверти всех источников пособия.

Это видовое многообразие приведенных источников позволяет студентам, используя навыки источниковедческого анализа, полученные ими ранее, более глубоко погрузиться в проблемы, поставленные перед ними преподавателями, увидеть скрытые стороны истории западных и южных славян. Так, перед ними открывается социокультурный контекст политических событий и экономического состояния тех или иных стран в разное историческое время. Интересна и поучительна для студентов и интеллектуальная история международных отношений славянских государств, представленная в приводимых источниках. Это направление в современном славяноведении только разрабатывается.

В процессе изучения литературы и источников студенты с помощью преподавателя смогут выявить факторы эволюции славянских народов – от обретения ими государственности до поисков самостоятельных форм развития после развала СССР и новой международной ситуации.

Обращает на себя внимание и подбор литературы, в которой представлены различные точки зрения на проблемы, что требует от студентов выбора самостоятельной точки зрения, базирующейся на документальных доказательствах и логике исторического процесса. Таким образом, студенты должны задействовать весь исследовательский инструментарий и методологические подходы, которые они осваивали при изучении соответствующих учебных курсах. В полной мере эти замечания относятся и к анализу помещенных в Практикуме источников. Так, в теме о распаде СФРЮ студенты изучают различные контексты кризиса: исторические, конфессиональные, политические, международные. В результате от внимания учащихся не ускользают и социальные, и антропологические, и культурные предпосылки югославского кризиса, а также многофакторные последствия этого события для Европы в целом.

Постановка вопросов в каждой теме позволяет студентам использовать сравнительный анализ (тема 5), чтобы увидеть общие тенденции и особенности развития славянских народов в изучаемый период. Кроме того, изучение славян в имперском контексте углубляют представления обучающихся о феномене империи. Используя сравнение кризисных явлений во второй половине XX в. в отдельных странах западных и южных славян, студенты обновляют свои представления о таком процессе, как кризис с его структурными характеристиками и понятием о возможностях реализованных и нереализованных.

Данное пособие не только расширяет поисковые и исследовательские возможности будущих историков. Авторы недвусмысленно ставят задачу воспитания гражданской позиции студенческой молодежи и формирования российской национальной идентичности.

Хотелось бы пожелать авторам в будущем сопровождать такого рода пособия практическими заданиями по блоку источников. Это, с одной стороны, облегчит студентам поиск ответов на основные вопросы, а с другой, расширит возможности самостоятельной выработки средств реализации поставленных перед ними задач.

Хотелось бы приветствовать выпуск рецензируемого пособия как очень полезной формы развития самостоятельной работы студентов. К сожалению, призывы к развитию теоретических, профессиональных, культурных и прочих компетенций в последнее время вступают в противоречие с очень небольшим изданием подобных книг. Работа И.В. Крючкова и А.Н. Птицына – редкое исключение.


Список литературы / References

На русском

  1. Кавказ-Карпаты-Балканы: геополитические, этноконфессиональные, региональные и локальные компоненты национального менталитета в XVIII–XX вв.: материалы международной конференции (Ставрополь 26–29 июня 2014 г.). Ставрополь: СКФУ, 2015.
  2. Крючков И.В. Эмиграция словаков в США на рубеже XIX–XX вв. в отчетах Министерства иностранных дел России // Гуманитарные и юридические исследования. Теоретический журнал. Вып. 4. Ставрополь, 2014. С. 42–47
  3. Птицын А.Н. Учителя-иностранцы в ставропольской мужской гимназии в конце XIX – начале XX в. // Гуманитарные и юридические исследования. Теоретический журнал. Вып. 4. Ставрополь, 2014. С. 62–67
  4. http://zapadrus.su/2012-04-11-14-59-43

English

  1. Kavkaz-Karpaty-Balkany: geopoliticheskie, jetnokonfessional’nye, regional’nye i lokal’nye komponenty nacional’nogo mentaliteta v XVIII–XX vv.: materialy mezhdunarodnoj konferencii (Stavropol’ 26 – 29 ijunja 2014) Stavropol’: Publ. SKFU, 2015.
  2. Krjuchkov I.V. Jemigracija slovakov v SShA na rubezhe XIXXX v otchetah Ministerstva inostrannyh del Rossii. Gumanitarnye i juridicheskie issledovanija. Teoreticheskij zhurnal. Vyp. 4. Stavropol’, 2014. P. 4247.
  3. Pticyn A.N. Uchitelja-inostrancy v stavropol’skoj muzhskoj gimnazii v konce XIX – nachale XX v. Gumanitarnye i juridicheskie issledovanija. Teoreticheskij zhurnal. Vyp. 4. Stavropol’, 2014. P. 6267.

Оставить комментарий