История повседневности: аграрный туризм в России и за рубежом (с античности до наших дней)

Аннотация

Статья посвящена истории и становлению агротуризма за рубежом и в России. Автор раскрывает предпосылки и вскрывает причины появление этого бизнеса. Он показывает, что истоки аграрного туризма уходят к временам Античности. И в последующие эпохи интерес к аграрному туризму был велик. Однако в период Первой и Второй мировых войн интерес к нему угас. Возрождение аграрного туризма произошло уже в послевоенный период. Автор демонстрирует на примере конкретных стран историю агротуризма, выявляет его особенности в Германии, Франции, Италии, Польше, Китае. В статье раскрыты предпосылки появления агротуризма в России, особое внимание обращается на традиции гостеприимства русского народа. Автор выявляет этапы становления и развития аграрного туризма, показывает роль дачной культуры как одного из атрибутов повседневной жизни мещанского сословия. Продемонстрировано значение аграрного туризма для крестьянских хозяйств. Автор показывает роль и место аграрного туризма в общей системе туристической деятельности в СССР. Он отмечает, что в советский период российской истории аграрному туризму не уделялось достаточного внимания. Туризм в СССР выполнял иные функции, никто не рассматривал его как инструмент для развития сельского хозяйства. Поэтому он и развивался на самодеятельной основе. Если в дореволюционный период центрами аграрного туризма были северные территории Российской империи, то в СССР он получил развитие на Кавказе.Главный научный результат: проанализировав историю и современное состояние туризма, возможности подготовки кадров для этой отрасли, автор делает вывод о неограниченных перспективах для аграрного туризма в России.

Ключевые слова и фразы: аграрный туризм, туристические походы, дачи, село, крестьяне, мещане, повседневность.

Annotation

History of daily: agrarian tourism in Russia and abroad (with antiquity before our days) century.

The article is devoted to the history and development of agro-tourism abroad and in Russia. The author reveals the background and the reasons for the emergence of this business. He shows that the origins of agrarian tourism go back to the days of Antiquity. In subsequent periods the interest in agricultural tourism was great. However, during the First and Second world wars interest waned. The revival of agrarian tourism has occurred in the postwar period. The author shows on the example of specific countries the history of the farmhouse reveals its features in Germany, France, Italy, Poland, China. The article reveals the preconditions for the emergence of agro-tourism in Russia, paying particular attention to the tradition of hospitality of the Russian people. The author reveals the stages of formation and development of agrarian tourism, shows the role of country culture as one of the attributes of everyday life of petty bourgeoisie. Demonstrated the value of agricultural tourism farms.The author shows the role and place of agricultural tourism in overall tourism activities in the USSR. He notes that in the Soviet period of Russian history agricultural tourism was not given sufficient attention. Tourism in the Soviet Union carried out other functions, no one saw it as a tool for the development of agriculture. So he was developing on an Amateur basis. If in the pre-revolutionary period the agricultural centers of tourism in the Northern territory of the Russian Empire, the Soviet Union, he received the development. Main scientific results: after analyzing the history and current state of tourism and training opportunities for this industry, the author makes a conclusion about the unlimited prospects for agricultural tourism in Russia.

Key words and phrases: Agricultural tourism, Hiking, cottages, village, peasants, commoners, everyday life.

О публикации

Авторы: .
УДК 930.85.
DOI 10.24888/2410-4205-2017-13-4-112-120.
Опубликовано 19 декабря года в .
Количество просмотров: 172.

Аграрный туризм, некоторые авторы называют его сельским, смешивая понятия, предполагает отдых в сельской местности, т.е. в деревне, на хуторе, в крестьянской избе и агроусадьбе. Он важная часть повседневности, позволяющей восстановить силы и вновь окунуться в водоворот насыщенной городской жизни.

Жители города, оказавшись на селе, знакомятся с историей, образом жизни, обычаями и традициями крестьян, принимают участие в сельскохозяйственных работах, отмечают крестьянские праздники, проводят досуг, ловя рыбу, охотясь, собирая грибы и ягоды. Такова в общем и целом картина аграрного туризма – одно из самых перспективных направлений в развитии села и малого бизнеса в сельской местности [7, с. 4]. В современной Европе, например, каждый третий выбирает этот вид туризма. И это неслучайно. По критериям безопасности [5, с. 3] это один из самых спокойных и умиротворенных видов отдыха, освобождающий человека от городской суеты.

Однако для того, чтобы организовать эффектный и эффективный аграрный туризм, необходимо тщательное изучение истории его становления и развития как в России, так и за рубежом. Истоки аграрного туризма уходят в Античность. Древние пилигримы отправлялись в далекие страны с целью ознакомиться с нравами, бытом и традициями народов, их заселявших. Рассказы путешественников о других землях всегда завораживали местных жителей. Известно, что еще в VI в. до н.э. римские граждане отправлялись в Египет в надежде воочию убедиться с изысками восточной культуры, увидеть пирамиды, разливы Нила и т.д. Не случайно Геродот, которого справедливо считают первым в истории человечества историком, был еще и путешественником. Философ Демокрит, в свою очередь, говорил, что познать природу можно только при непосредственном с ней общении.

Немалое внимание к аграрному туризму уделялось в эпоху Возрождения. Лучшие умы человечества того времени Хуан Луис Вивес, Мишель де Монтень, Томас Мор говорили о важности для развития личности человека переходов на большие расстояния. В 1425 г. итальянский педагог-гуманист Витторино де Фельтре основал свою знаменитую школу «Дом радости», в которой ученики обучались навыками туризма, совершая многодневные походы в альпийские горы [13, pp. 12-15]. В эпоху Просвещения на важность туристических походов указывал французский философ Жан-Жак Руссо. Для него турпоход в сельскую местность стал важным средством воспитания патриотических чувств у молодых людей. Кроме того, участие в походе позволяет формировать разностороннюю личность. Именно походы дали мыслителю необходимый материал для формирования его учения «О познании природы и стремлении к выработке норм поведения в природной среде».

В XVII-XVIII вв. в европейской системе образования зарождается новый тренд: появляются однодневные прогулки и путешествия наставников со своими учениками к различным культурным и историческим памятникам, в том числе и в сельскую местность. Этот метод стал столь популярен, что прочно вошел в методику преподавания различных дисциплин, получив название «экскурсия» (от лат. Excursion – прогулка, поездка). В Российской империи экскурсии внедрили в учебный процесс в 1910 г., когда в Москве была учреждена Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая учащихся и учителей. В СССР экскурсия рассматривалась уже как обязательный элемент учебного процесса.

Новый этап развития аграрного туризма связан с ухудшающейся экологией в странах Запада в начале XIX в., когда промышленный бум сделал жизнь в городах столь неуютной, что любая поездка для городского жителя в село воспринималась как праздник. В этот период набирает популярность такое движение как «Назад к природе». Не случайно в первые десятилетия XIX в. начинают создаваться туристические клубы и общества. Во время Первой и Второй мировых войн и в период между ними аграрный туризм не был популярен. Для него не было условий. Возрождение аграрного туризма в Западной Европе произошло уже в послевоенное время. Так в Германии аграрным туризмом занялись местные фермеры. Они организовали различные формы досуга: рыбалка и охота, уход за животными, сбор урожая. Часто туристы не платили за пребывание, услуги им предоставляли в счет их работы по хозяйству. Аграрный туризм получил наибольшее распространение в западных и южных землях ФРГ. Местные фермеры имели значительную долю дохода от туристов. Речь идет о фермерах из Северного Рейна-Вестфалии, Бадена-Вюртемберга, Баварии. Настоящим Эльдорадо для аграрного туризма стали долины Шварцвальда.

В ФРГ аграрный туризм развивался в рамках концепции «устойчивого развития» той или иной сельской территории и курировался министерством сельского хозяйства. Как бизнес он стал играть особую социокультурную функцию: с его помощью германские власти пытались, и не безуспешно, сохранить и популяризовать традиционный облик немецкой деревни, с присущими ей традициями, обрядами и ремеслами.

Ставку на аграрный туризм сделали бывшие союзники Германии по блоку стран «оси» итальянцы. Если в 1950-1970-е гг. агротуризм развивался хаотично, то в 1980 г. был создан консорциум «Anagritur», взявший на себя функции по координации туристического бизнеса в стране. Целью этого образования стало продвижение, развитие и восстановление сельских местностей Италии. В 1985 г. в Италии был принят закон, регулирующий вопросы, связанные с развитие агротуризма.

Особенность агротуризма в Италии заключается в том, что государство не разрешило фермерам полностью переориентироваться на туризм, отказавшись от сельскохозяйственного производства. Обслуживать туристов имели право лишь те хозяйства, сотрудники которых прошли специальные курсы. Второе требование – условия проживания туристов должны соответствовать нормам и стандартам, принятым в Европе. С точки зрения европейского обывателя, подобное условие вполне оправданно, хотя по своей сути аграрный туризм как раз и предлагает городскому жителю окунуться в атмосферу сельской жизни, порой лишенной каких-либо удобств, т.е. максимально приближенной к реальности. Были и другие ограничения: аграрным туризмом запретили заниматься лицам, совершившим уголовные преступления в сфере гигиены и здравоохранения или обмана в процессе подготовки питания.

Территориально аграрный туризм развит в трех областях Италии – Тоскане, Южном Тироле и Пьемонте. Они дают более 50 % доходов от всего аграрного туризма по стране. Среди туристов в итальянских селах преобладают те, кто хочет познакомиться с традициями местного виноделия. Как результат, агротуризм сыграл одну из первых ролей в подъёме экономики государства, сельское хозяйство страны вышло из состояния депрессии, часть трудоспособного населения перешла из разоряющихся отраслей в перспективную сферу оказания услуг. В настоящее время он развивается в одной смычке с экологическим туризмом под общим девизом «Природа и здоровье». Здесь следует сказать, что в некоторых европейских странах понятия «аграрный» и «экологический» туризм вообще не разделяют. Речь идет об Испании и Кипре.

Серьезное внимание агротуризму уделяли в Австрии. В подавляющем большинстве мелких фермерских хозяйств агротуризм стал второй по значимости сферой приложения усилий фермеров, приносящей доход. Если в 1996 г. на австрийских фермах регулярно отдыхали около 8 тыс. человек, то к нашему времени это число выросло не менее чем в два раза. Неравнодушны к сельскому туризму французы. В этой стране только лишь 7 % от общего числа путешественников останавливаются в отелях, остальные 93 % выбирают сельские гостиницы и кемпинги [2, с. 46]. В 1971 г. во Франции была создана ассоциация «Туризм в сельской местности», которая по аналогии с германской «Anagritur» должна была взять на себя организацию аграрного туризма в масштабах всей страны.

Такое внимание к агротуризму неслучайно. Уже в 1972 г. агротуризм в мировой практике стали выделять в самостоятельную отрасль. Это объяснялось высокой эффективностью туризма как сферы предпринимательства. На туризм также возлагалась миссия по спасению традиционного сельского хозяйства от деградации. С тех пор в экономически развитых странах он занимает третье место среди статей доходов после торговли нефтью и оружием, а 40 % от всего оборота в этой отрасли приносит агротуризм.

Среди стран Восточной Европы внимания заслуживает Польша – один из лидеров в области аграрного туризма. Аренда домиков под польской столицей, деревенские коттеджи на Балтике, апартаменты на фермах у подножия Польских Татр – эти объекты аграрного туризма были возведены практически в каждом польском воеводстве еще в прошлом столетии. Польша была и остается аграрной страной. Поэтому неудивительно, что аграрный туризм стал здесь столь популярным. Причина в том, что практически каждый третий гражданин этой страны является фермером. Расцвет аграрного туризма в Польше пришелся на 1990-е гг. А сейчас ситуация такова, что в стране насчитывается до 8000 усадеб. Специфика агротуризма в Польше такова, что одни фирмы занимаются исключительно агротуризмом, предлагая разнообразные экскурсии гостям, знакомят с традициями, фольклором края. Вторые используют агротуризм в качестве важного дополнения к основной сельскохозяйственной деятельности. Есть еще одна особенность агротуризма в Польше – его активно сочетают с рыбалкой и охотой. Такой же особенностью отличается агротуризм в Венгрии. Такой подход очень привлекателен для иностранцев и дает большой экономический эффект.

Интересна история агротуризма в Китае. Старт для его развития в этой стране дали реформы Дэн Сяопина. «Полигоном» для экономического эксперимента в коммунистическом Китае, только отходившем от наследия Мао Цзэдуна, стал район Ухоу в провинции Сычуань. В 1987 г. местный фермер учредил первую цветочную ферму, в которой могли бы останавливаться городские жители, участвовать в сельских работах и наслаждаться красотами природы. Это позволило значительно увеличить привлекательность района для туристов и получить дополнительную прибыль крестьянам. В последующие годы этот вид аграрного бизнеса диверсифицировался и включил в себя земледелие, уход за животными, отдых, спорт и возможность улучшить свое здоровье. И в результате агротуризм стал одним из приоритетных направлений в сельском хозяйстве. Классифицировать агротуризм в Китае можно следующим образом:

  1. сельские «курорты» – это возможность для горожан отдыха в комфортабельных сельских домиках, наслаждение красотами местной природы и свежим воздухом. При этом городской житель не участвует в сельскохозяйственном труде, ограничиваясь пассивным отдыхом;
  2. возможность участия туристов в сельскохозяйственных работах, например, туристы ходят на рыбалку, выращивают овощи и фрукты, высаживают растения и занимаются животноводством, как их предки несколько столетий назад;
  3. этнические туры, в ходе которых туристы знакомятся с традициями, бытом, национальными нарядами, обрядами, праздниками, песнями, танцами, т.е. возможность окунуться в эпоху давно минувших лет. Особый интерес представляет национальная кухня Китая, такое блюдо как «битва дракона с тигром». Роль дракона выполняет жареная змея, роль тигра – жареная кошка;
  4. посещение высокотехнологичных китайских ферм по производству растениеводческой продукции, животноводству и т.д. В данном случае туристы оказываются на фермах с высоким уровнем развития инфраструктуры на предприятиях, оснащенных новейшей техникой и оснащенных инновационными технологиями.

С 2009 г. правительство провинции Сычуань стала активно сотрудничать с турфирмами. Об этом говорит открытие сети сельских отелей в регионе. Отели строились прямо на фермах, которые переоборудовались и отдавались в аренду. Внутреннее оформление помещений было переформатировано под гостиничный стандарт. Таким образом, туристы были расселены в домиках гостиничного типа, но только в сельской местности. Развитию агротуризма способствовало наличие в китайской глубинке всемирно известной достопримечательности — уникальных древних Дуцзянъяньских дамб, построенных более 2 тыс. лет назад и входящих в список памятников культуры, охраняемых ЮНЕСКО [8, с. 98].

В России предпосылками развития аграрного туризма стали традиции гостеприимства русского народа. Сразу же обратим внимание: если в сфере бизнеса, в частности, в сфере обычного туризма оперируют понятием «клиент», то в аграрном туризме речь идет о «гостях». А к гостям на Руси испокон веков было особое отношение. Великий князь Владимир Мономах в своих «Поучениях» говорил, что русские всегда с уважением относятся к чужаку-иноземцу, так как тот много путешествовал и много видел. А если чужеземца хорошо принять, то хорошая репутация о хозяине дома, а по нему и всей Руси, разойдется далеко за ее пределы.

Торжественно принимать гостей было принято у всех сословий России. Встречали их с земным поклоном, пытаясь окружить вниманием и заботой. Прибывших гостей встречала наряженная хозяйка дома, обязательно кланялась в пояс. Гости отвечали ей земным поклоном, после чего приступали к обряду «целования». Каждый из гостей по очереди подходил к хозяйке и целовал ее. Затем отдавали еще один поклон и выпивали по чарке водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, то гости могли усаживаться за стол, который обязательно стоял в «красном углу» под православными иконами возле неподвижно стоявших лавок. Это подчеркивало уважение к гостям, так как сидеть на приставных лавках считалось мало престижным.

На протяжении веков русские крестьяне, не жалея запасов, угощали гостей всем. чем только душе можно. Русского гостеприимства не может быть на половину, а только на широкую ногу. До сих пор в русском народе жив обычай выпить на посошок и посидеть на дорожку. Скупость и скудость на столе осуждались. Не случайно, самый отвратительный тип в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» — это скряга Плюшкин — самый богатый помещик округи, доведший при этом своих крестьян до разорения.

Говоря о гостеприимстве, не следует впадать в идеализацию. Русская ментальность знала границы в радушии. О том, что идешь в гости, следовало предупредить хозяев заранее. Отсюда и небезызвестная поговорка: «незваный гость хуже татарина», т.е. внезапный приход создает проблем больше, чем грабительский набег.

Целевая аудитория агротуристов в нашей стране формировалась следующим образом: жители городов, а представители сословий купечества и мещан, не имевшие собственных земельных наделов и в отличие от дворян, не владевшие усадьбами, стали испытывать потребность в романтических поездках в деревню. Жизнь в деревне для русского интеллигента означала не только возможность отдохнуть от городской суеты, но и предполагала общение с народом, т.е. с крестьянством. Это была своего рода историческая миссия русской интеллигенции. И речь здесь идет не об известном «хождении в народ» землевольцев, а духовное общение изнывающих городских интеллигентов с жителями деревни, где, по мнению горожан, и сохранилось все истинно русское. «Быть ближе к мужику», — таков был посыл первых агротуристов. Среди отдыхающих была еще одна, правда, небольшая категория – любители сельской старины, приезжавшие с целью познания археологических артефактов [11, с. 13; 12, с. 290]. Также следует назвать группу так называемых собирателей обрядов, обычаев и песен русского народа [6, с. 14].

Русский север стал первым регионом, где стал зарождаться аграрный туризм. Он получил распространение на территориях, прилегающих к Санкт-Петербургу, в районе Новгорода, Пскова, в Карелии. Эти земли щедро раздавались в XVII в. придворной знати и тем самым были заложены предпосылки для организации на них в будущем неплохого бизнеса. Возникло огромное количество больших и малых усадеб, на базе которых можно было организовать места пребывания для туристов.

Традиция выезжать на отдых появилась во времена Анны Иоанновны, когда при дворе появилась прослойка, имевшая достаточный доход и интерес к сельской жизни как к экзотике, но не имевшая собственных усадеб. Лица из этой категории стали первой целевой аудиторией для развития аграрного туризма.

Широкое распространение получил дачный отдых. Глава семейства вывозил на дачу женщин, детей, престарелых родителей и прислугу. Мощным стимулом для агротуризма стало построение железных дорог, позволивших туристам осваивать отдаленные территории. Особое значение имела Петербургско-Варшарская железная дорога, давшая приток дачников в районы Гатчины и Оредежа [4, с. 94].

Районы, прилегавшие к железной дороге, стали интенсивно застраиваться летними дачами. Популярность приобрели просторные дачные (летние) дома, имевшие большие веранды (террасы). Хозяева сдавали их в найм на летний период и получали неплохие барыши. Наиболее доходные дачи располагались в районе Приморской ветки железной дороги — Лахта, Лисий нос, Разлив, Сестрорецк. Построены они были в 1894-1895 гг. Это говорило о том, что в России возник новый, ранее неизвестный «дачный промысел». Городские жители, снимавшие дачи на летний период в найм, существенно пополняли бюджет не только хозяев дач, но и местных крестьянских хозяйств, так как продукты питания закупались уже на местах. Более того, местное население получало плату и за другие услуг: стирка белья, поставки и рубка дров, организация охоты, рыбалки, каких-либо увеселительных мероприятий. Наиболее удачные дачные проекты пользовались неизменной популярностью, на протяжении многих лет одну и ту же дачу мог снимать один и тот же горожанин. Тех, кто впервые входил на этот рынок, начинал поиск дач в марте. Объявление о сдаче дачи в наем публиковались в газетах, к тому же существовали каналы личных связей, когда сведения об интересной даче передавались из уст в уста по знакомству.

В эту же эпоху создаются и первые элитные дачи для высших сановников и других влиятельных лиц. В качестве примера можно назвать местечко Комарово под Санкт-Петербургом. До революции здесь располагались дачи деятелей культуры, а после Великой Отечественной войны советское правительство приняло решение передать один из участков соснового бора под дачи для академиков и членов-корреспондентов Академии наук.

В XIX в. новой вехой в развитии туризма стало основание в Санкт-Петербурге в 1895 г. «Русского туристического клуба». Причиной его создания стало распространение в стране двухколесных велосипедов, которые стали удобным транспортом для путешествия городских жителей за город.

Одним из центров туризма в императорской России стал Кавказ. Этот статус он сохранил и советское время. В этом, привлекательном для разных видов туризма регионе стали устраиваться экскурсии по живописным окрестностям, возникла некая горная романтика. В отличие от центральных губерний, где часто использовался велосипед, на Кавказе популярными стали пешие походы в глубь территории. Заметим, что целевую аудиторию туристов, посещающих этот регион наряду с отечественными, составили и иностранные туристы. Организацию походов взяло на себя Кавказское горное общество с центром в Пятигорске.

Начала XX в. стало временем, когда внутренний туризм резко сдал позиции, уступив внешнему. В Европу хлынул поток путешественников из России, о чем свидетельствует тот факт, что практически во всех приморских европейских курортах открылись так называемые «русские пансионы». Обслуживающей персонал достаточно хорошо владел русским языком, а цены на туристические услуги были демократичны. Это позволяло рядовому обывателю отдыхать за рубежом, а не в российской глубинке. Среди туристов были учителя, инженеры, врачи. Более того, клиентами европейских отелей становились крестьяне. На этот счет есть данные, что в начале XX в. только одну Палестину посетило до 40 тыс. подданных Российской империи. При чем большинство составляли крестьяне [14]. Возникла интересная ситуация: вместо того, чтобы заниматься организацией туристического дела, русские крестьяне сами превратились в туристов.

Октябрьская революция вернула приоритет внутреннему туризму. В СССР дачи стали одним из любимых мест отдыха для нэпманов и партийной номенклатуры [10, с. 4]. 1920-1930-е гг. стали временем, когда советская власть начала, с одной стороны, использовать туризм как средство для отдыха зарождающейся партийной элиты, а с другой – для просвещения населения и удовлетворения гносеологических потребностей интеллигенции. Именно в этот период создается туристская инфраструктура: открываются рестораны, гостиницы, восстанавливается транспортная сеть. Появляются туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Однако профессиональных кадров для сферы туризма не хватало. Руководство страны не было озабочено этой проблемой, так как роль организаторов туризма с энтузиазмом взяли на себя комсомольцы и местные учителя. Все это проводилось под лозунгом развития пролетарского туризма, одноименное общество которого возникло в 1929 г. Что же касается аграрного туризма, то он не был институциализирован в общей системе советского туризма. Фактически аграрный туризм функционировал на самодеятельном уровне.

Во второй половине 1930-х гг. в обстановке всеобщей шпиономании заниматься туризмом стало проблематично. Туристическая деятельность оказалась не такой уж безобидной. И на то были основания: направлять разведчиков под маской туристов всегда было излюбленным приемом из арсенала спецслужб. Особое внимание уделялось тем, кто приезжал из-за рубежа. Правда, иностранных шпионов интересовали промышленные предприятия, военные объекты, системы коммуникаций и т.п. Аграрный сектор для них не был приоритетом. Однако любой человек, будь то разъезжавший по стране советский гражданин или иностранный подданный, привлекали к себе внимание. Именно за связи с иностранцами были ликвидировано «Общество пролетарского туризма», а его функции были переданы Всесоюзному комитету по делам физической культуры и спорта.

В годы Великой Отечественной войны вся туристическая деятельность в СССР была по понятным причинам свернута. Туризма, как такового не было, ни внутреннего, ни внешнего. Вместе с тем функционировало Всесоюзное общество по культурным связям с заграницей (ВОКС). Его представители были активны на территориях, на которых находились части Красной Армии, в частности, в Иране. Они устанавливали контакты с местным населением, организовывая встречи командиров и красноармейцев с крестьянами. В конце 1943 г. с целью расширения культурных связей и ознакомления иранской общественности с достижениями советской науки ВОКС подобрал группу ученых, которых рекомендовалось направить в Иран в научную командировку. В ее состав вошли востоковеды Е.Э. Бертельс, И.Ю. Крачковский, И.А. Орбели, специалисты по истории России Б.Д. Греков, Н.М. Дружинин [1, с. 45]. Самое печальное то, что в первой половине 1940-х гг. была уничтожена материальная база туризма. Восстанавливать туристическую инфраструктуру пришлось уже после войны.

В послевоенные годы туризм в СССР «получил второе дыхание». Во второй половине 1940-х – 1950-е гг. на Кавказе и на Урале были отремонтированы туристические базы, территории которых в годы войны использовались в военных целях. Уже в 1946 г. открылись новые туристические базы в Калининской области и Эстонии, в 1947 г. – на Кубани, в 1948 г. – в Бахчисарае, Ленинградской области. С каждым годом росло число туристских организаций. В СССР появилась новая традиция – выезжать на отдых всей семьей.

Что касается собственно аграрного туризма, то в послевоенный период он по-прежнему развивался в полулегальных формах. Это был отдых у знакомых крестьян, наем жилищ туристами, приезжавшими на отдых на горные курорты или в Крым. Не находя свободных мест на базах отдыха, они пользовались услугами частных хозяев. Вся эта деятельность носила стихийный неупорядоченный характер. В СССР туризм наряду с другими выполнял идеологические функции, государство могло с целью усиления влияния организовать турпоездки в аграрные африканские страны, только получившие независимость [3]. А внутренний аграрный туризм был вне зоны внимания.

И только в постсоветский период в связи с развитием фермерства аграрный туризм стал постепенно превращаться в один из сегментов предпринимательства на селе. А в связи с принятием Западом антироссийских санкций сформировалось понимание сферы агротуризма как одного из приоритетных направлений в сельском хозяйстве. Не случайно, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика» одним из важнейших условий перехода экономики России к социально-ориентированному типу хозяйствования считается создание условий для повышения качества жизни человека, в том числе за счет развития инфраструктуры индустрии туризма, а также обеспечения качества доступности и конкурентоспособности национальных туристических услуг. И речь здесь идет не о заграничных поездках на курорты, а о развитии различных видов внутреннего туризма: аграрного, экологического, рыболовного и др. И одна из задач российской исторической науки в этом направлении – это публикации работ, посвященных истории деревни, крестьянства, обычаев, традиций народов России.

В настоящее время с аграрным туризмом знакомятся все больше и больше россиян. Многие начинают понимать его суть и специфику. Постепенно разрушается стереотип, что турист это клиент, которого надо обслуживать. В аграрном туризме он гость, путешественник, познающий новую культуру. Здесь нет заранее продуманной до мелочей программы, многие решения принимаются спонтанно. Никто не пытается импортировать свой стиль жизни, а скорее наоборот – путешественник принимает стиль жизни хозяина. Он как бы окунается в иную повседневную среду. Здесь нет места для привычного при внешнем туризме любопытства – приветствуется тактичность. Вместо громогласности городских улиц – спокойная тональность сельской жизни. И, конечно же, здесь нет массовости. Это индивидуальные и семейные туры, поездки в компании друзей.

В заключение скажем о том, что в сфере бизнеса назрела потребность в специалистах, которые хорошо бы знали как аграрную сферу, так и специфику туризма, причем обладали обширными знаниями по истории своего края или дестинации. Именно такую задачу выполняет кафедра истории и агарного туризма, созданная в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева в 2016 г. путем объединения кафедры истории и кафедры аграрного туризма. В настоящее время она осуществляет подготовку студентов-бакалавров по направлению 43.03.02 – «туризм». Профиль обучающихся – «Технология и организация экскурсионных услуг» (агротуризм). Несмотря на демографический кризис, поток желающих обучаться по этому направлению только растет. Естественно, что в наше время аграрный туризм, как и другие сферы малого бизнеса, нуждается в хорошей рекламе [9, с. 5]. Он уже получает государственную поддержку, в частности на этот профиль в Тимирязевской академии в 2017 г. для абитуриентов выделено 17 бюджетных мест. Это позволяет говорить о том, что будущее у аграрного туризма в России есть.


Список литературы / References

На русском

  1. Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ). — Ф. 094. — 1943. — Оп. 29. — П. 343а. Д. 92. Л. Кислова С. Кавтарадзе.
  2. Богославская М.Б. Развитие агротуризма как путь диверсификации сельского хозяйства // Агротуризм: опыт, проблемы, решения: Материалы Международной научно-практической конференции /Под ред. И.Л. Воротникова. Саратов: «Саратовский ГАУ, 2012. C. 46-49.
  3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.Р-9520. Оп. 1. Д. 1008.
  4. Григорьева М.П. Сельский туризм: понятие, история и тенденции развития // Символ науки. 2016. № 1-1(13). С. 93-97.
  5. Загурская С.Г., Дружинин В.П. Экономика туризма: влияние безопасности на критерии выбора вида транспортного средства пассажирами // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 3.
  6. Ляпин Д.А. Собрание обрядов, обычаев и песен русского народа. Елец: ЕГУ имени И.А. Бунина, 2010. — 98 с.
  7. Мальцева Е.С. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 4-15.
  8. Миронова Т.В. История и особенности агротуризма в Китае // Агротуризм: опыт, проблемы, решения: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. И.Л. Воротникова. Саратов: Саратовский ГАУ, 2012. С. 97-99.
  9. Оришев А.Б. Реклама: определение понятия, экономическая роль и ее особенности в России // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 5.
  10. Тарасенко В.Н. НЭП: «Весна потребительства» или практики выживания // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 3 (3). С. 4.
  11. Тропин Н.А. Сельские поселения XII-XIV веков южных территорий Рязанской земли. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004.- 264 с.
  12. Тропин Н.А., Иншаков А.А., Иншакова А.В. Исследования микрорайона сельских поселений XIV – начала XV вв. в округе Ельца // Археологические открытия. Т. 2010-2013. С. 290-291.
  13. Saitta G. L’educazione dell ‘Umanesimo in Italia. Venezia, 1928.
  14. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/istoria-turizma-v-rossii.htm (дата обращения 05.01.2017).

English

  1. Аrkhiv vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii (AVP RF). — F. 094. — 1943. — Op. 29. — P. 343а. D. 92. L. Kislova. S. Kavtaradze.
  2. Bogoslavskaya M.B. Razvitie agroturizma kak put diversifikatsii selskogo khozyaistva // Agroturizm: opyt, resheniya, problem, resheniya: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / Pod red. I.L. Vorotnikova. FGBOY “Saratovskiy GAU”, 2012. – S. 46-49.
  3. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federazii (GARF). F.R-9520. Op. 1. D. 1008.
  4. Grigoreva M.P. Selskiy turizm: ponyatie, istoriya i tendentsii razvitiya // Simvol nauki. – 2016. — № 1-1(13). – S. 93-97.
  5. Zagurskaya S.G., Druzhinin V.P. Economica turizma: vliyanie bezopasnosti na kriterii vybora vida transportnogo sredstva passazhirami // Biznes i dizain revyu. – 2016. – T. 1. — № 4(4). S. 3.
  6. Lyapin D.A. Sobranie obryadov, obychaev i pesen russkogo naroda. Elets: EGU imeni I.A. Bunina, 2010. – 98 s.
  7. Maltseva E.S. Problemy i perspeetivy razvitiya malogo biznesa v Rossii // Biznes i dizain revyu. – 2016. T. 1. № 4 (4). S. 4.
  8. Mironova T.V. Istoriya i osobennosti agroturizma v Kitae // Agroturizm: opyt, resheniya, problem, resheniya: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / Pod red. I.L. Vorotnikova. Saratov: Saratovskiy GAU, 2012. S. 97-99.
  9. Orishev A.B. Reklama: opredelenie ponyatiya, economicheskaya rol i ee osobennosyi v Rossii // Biznes i dizain revyu. – 2016. – T. 1. — № 4(4). – S. 5.
  10. Tarasenko V.N. NEP: «Vesna potrebitelstva» ili praktiki vyzhivaniya // Biznes i dizain revyu. – 2016. T. 1. № 3(3). S. 4-13.
  11. Tropin N.A. Selskie poseleniya XII-XIV vekov yuzhnykh territotiy Ryazanskoi zemli. Voronezh: Izd-vo VGU, 2004. – 264 s.
  12. Tropin N.A., Inshakov A.A., Inshakova A.V. Issledovaniya mikrorayona selskikh poseleniy XIV – nachala XV vv. v okruge Eltsa // Arkheologicheskie otkrytiya. 2015. T. 2010-2013. S. 290-291.
  13. Saitta G. L’educazione dell ‘Umanesimo in Italia. Venezia, 1928.
  14. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/istoria-turizma-v-rossii.htm (дата обращения 05.01.2017).

Оставить комментарий