Богема как явление социальной и культурной жизни Франции XIX в.: литературные трактовки и общественное восприятие

Богемная молодёжь Франции 19 века

Аннотация

В статье рассматривается этимология термина богема, а также проблемы его трактовки в литературных произведениях французских авторов XIX в. Предпринята попытка проследить, как менялись характеристики богемного образа жизни в различные периоды истории Франции: от Старого порядка к Третьей Республике. Анализируется изменение восприятия богемы как явления социальной и культурной жизни французского общества на протяжении XIX – начала ХХ вв.

Этимология термина «богема» восходит к исторической области современной Чехии, имевшей в средние века и новое время название Богемия. Цыган, переселившихся во Францию из Богемии, в средние века называли «bohemians». В период позднего средневековья и раннего нового времени термин ассоциировался с полукриминальным миром, бродяжничеством и маргинальностью. В первой половине XIX в. богема появляется на страницах произведений французских писателей В. Гюго, О. Бальзака, Ф. Пиа и др. и употребляется по отношению к людям интеллектуального труда, студентам, буржуазии, которые не смогли найти себе применения в период Реставрации и Июльской монархии. С публикацией в 1851 г. романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» термин прочно закрепляется за представителями творческих профессий, образ жизни которых характеризовался отсутствием стабильного заработка, бедностью, бродяжничеством, экстравагантным внешним видом, свободными нравами и т.д.

Ключевые слова и фразы: богема, культура, Франция XIX в., Июльская монархия, маргинальность, цыгане.

Annotation

Bohemia as the phenomenon of social and cultural life of XIXth-century France: literary interpretation and public perception.

This article deals with the etymology of the term Bohemia and the problems of its interpretation in the literary works of French authors of the XIX century. The main aim is to search howthe characteristics of the bohemian lifestyle and the perceptions of Bohemia as the phenomenon of social and cultural life changed in different periods of French history: from the Ancient Régime to the Third Republic. The etymology of the word Bohemia dates back to the Romany people who arrived from Bohemia (the modern Czech Republic) in France in the Middle Ages. In the Late Middle Ages and the Early Modern times the term was associated with the semi-criminal world, vagrancy and marginality. In the first half of the XIXth century Bohemia appeared on the pages of works by the French writers Victor Hugo, Balzac, F. Pia, etc. and was used to denote the people of intellectual labor, students, the bourgeoisie who could not realize themselves during the Restoration and July Monarchy. Since the publication of the novel «Scènes de la vie de bohème» by Henri Murger in 1851, the term has been firmly fixed for the representatives of artists whose way of life was characterized by the lack of the stable income, poverty, vagrancy, extravagant appearance, loose morals, etc.

Key words and phrases: Bohemia, culture, France, the 19th century, July Monarchy, marginality, Romany.

О публикации

Авторы: .
УДК 94(44).
DOI 10.24888 / 2410-4205-2017-11-2-41-48.
Опубликовано 29 июня года в .
Количество просмотров: 146.

Феномен «богемы» является предметом изучения историков, социологов, культурологов, искусствоведов. В настоящее время он применяется достаточно широко по отношению к разным возрастным, социальным и профессиональным группам, и отождествляется с нонконформистами, художниками, битниками, хиппи и другими [21]. Богема ассоциируется, во-первых, с занятием творчеством, во-вторых, с бунтарством.

Этимология слова «bohème» восходит к исторической области современной Чехии, имевшей в средние века и новое время название Богемия [18], произошедшее от кельтского государственного образования Boiohaemum, жителей которого именовали Bohemus (лат.) или Boihaemum. Цыган из Богемии, переселившихся во Францию в средние века называли «bohemians» [18]. Цыганский образ жизни, как правило, значительно отличался от городского и сельского укладов жителей Франции, и характеризовался отсутствием стабильного заработка и профессионального вида деятельности, бродяжничеством, преступностью. Со временем художников и артистов, имевших стиль жизни, аналогичный цыганскому, стали сравнивать с ними. Обе группы известны скитальчеством, «весёлой бедностью», пренебрежением к деньгам, стремлением к музыке и цвету, их приоритеты отличаются от доминирующих в обществе, они одновременно вызывают и презрение и зависть.

Целью данного исследования является рассмотрение формирования и трансформации понятия «богема», а также выявление его характерных особенностей как явления социальной и культурной жизни Франции в период Нового времени.

Предшественниками богемных артистов являлись средневековые бродячие поэты – ваганты, бывшие носителями таких характеристик, как связь с искусством, свобода, а также бродяжничество и бедность. Кроме того, ваганты были социальными маргиналами и представляли собой некое братство. Ваганты несли и бунтарский дух, часто критикуя светскую и духовную власть [5, c. 71]. Именно их впервые начали ассоциировать с цыганами, что объясняет этимологию термина «богемный». Отличительной чертой богемных литераторов конца XVI в. выступали их взаимоотношения с обществом, когда постепенно начал распадаться институт патронажа. Драматурги были, с одной стороны, более свободны в своём творчестве, но, с другой стороны – рисковали оказаться без поддержки богатых и влиятельных покровителей. Они происходили из мелкой и средней буржуазии, проводили много времени в кабаках, не всегда поддерживали правительство и являли собой пример синтеза асоциальности и творческой деятельности [13, c. 532535].

Аналогичный тип богемного писателя существовал во Франции периода позднего средневековья и раннего нового времени в лице поэта Франсуа Вийона и позже писателя Теофиля де Вио. Ф. Вийон, французский поэт XV в., большую часть своей жизни провел в скитаниях по Франции и её тюрьмам. Он был вором и бродягой, но оставил после себя богатое литературное наследие, оказавшее большое влияние на французскую литературу. Образ жизни Ф. Вийона наиболее близок к понятию богемного, потому что поэт был беден, связан с преступностью, но образован – лиценциат и магистр искусств Парижского университета, предан искусству и своему творчеству. Ф. Вийон, как часто бывает в богеме, превратился в образ «богемного поэта средневековья» или «проклятого» поэта средневековья», идеализированного потомками [9, c. 541]. Теофиль де Вио прославился как талантливый писатель, автор популярной трагедии «Пирам и Фисба», но также как вольнодумец и нарушитель общественной морали. Его обвиняли в гомосексуализме и распущенном образе жизни. Писателя временно изгнали из Франции в 1619 г., по возвращении обвинили в безнравственности и богохульстве и приговорили к смертной казни, заменённой на вечную ссылку.

Приведённые выше примеры представляли собой скорее исключения, чем правила на протяжении XVII–XVIII вв. Они иллюстрировали изменения, начавшиеся в европейской культуре при переходе от феодализма к капитализму. Фигура Т. де Вио или Ф. Вийона являлась нетипичной для культуры рассматриваемой эпохи. Они были предшественниками богемы, чьи черты проявились в особенностях образа жизни: оппозиция буржуазии или вольнодумство, связь с криминалитетом, новаторство в творчестве, отсутствие покровителей, материальная необеспеченность, асоциальность. Богемность ещё не стала коллективной инициативой, что произойдёт в следующем столетии.

Для существования богемы необходим определённый уровень политических и гражданских свобод в стране, борьба за которые активно велась во Франции XIX века. Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г., провозглашала такие права человека, как свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (статья 2), демократический характер власти, перешедшей от индивида к нации (статья 3) [6, с. 26–29], а также верховенство закона и право всех граждан участвовать в его создание. Статья 10 устанавливала, что никто не может быть притесняем за свои взгляды, а статья 11 провозглашала выражение взглядов и мнений «драгоценнейшим правом человека» [6, с. 26–29]. Упразднение сословий, сеньориальных порядков и привилегий привело к возникновению новых форм деятельности, трансформации элит. В области культуры и образования это выразилось в развитии науки и образования, а также провозглашении Франции светским государством. Гражданские и политические ценности приходили на смену религиозных и монархических. После революции 1848 г. расширяются политические права граждан (увеличивается численность избирателей, провозглашены права на труд и образование). Закон о печати 1881 г. сделал французскую прессу независимым и влиятельным инструментом общественно-политической жизни.

В начале XIX в. образ художника трансформировался в фигуру романтического гения, находившегося вне общества или настроенного прямо против него. Свой протест он выражал в творчестве и нетрадиционном эпатирующем образе жизни. Богема впервые возникает на страницах литературных произведений в первой половине XIX в., а к концу столетия становится популярным образом жизни среди представителей творческих профессий и их окружения. Кризис традиционной академической системы в мире искусства привел к формированию во второй половине XIX в. новой институциональной системы, в основе которой лежали отношения «торговец – критик». Изменился статус художника, его общественное положение и восприятие в обществе. Художник первой половины XIX в. был представителем среднего класса, в то время как к концу века его характерным атрибутом становится «вынужденная богемность» [14, с. 180–181].

Данная тенденция нашла отражение в творчестве французских писателей и публицистов. В 1827 г. В. Гюго опубликовал историческую драму «Кромвель», в предисловии к которой требовал свободы от ограничений классического стиля. Он писал: «Ударим молотом по теориям, поэтикам и системам. Сбросим эту старую штукатурку, которая скрывает фасад искусства!» [4]. Данный призыв нашёл широкий отклик у французской молодёжи, ставшей «армией Гюго» и основой богемы. Влияние В. Гюго на молодых писателей и художников после публикации драмы значительно возросло, его салон стал одним из центров романтического движения Парижа, призывающего к борьбе против классицизма [17, с. 45]. С именем В. Гюго связано событие, названное в литературе «Битвой за «Эрнани», когда премьера спектакля продемонстрировала столкновение между традиционным искусством и новым романтическим движением. Приведённые на премьеру спектакля поклонниками В. Гюго толпы молодых художников и поэтов романтического направления выглядели и вели себя эпатажно, шокируя буржуазную публику. Они были богемой, хотя само название тогда ещё не вошло в моду [27]. «Битва за Эрнани» являлась не только культурным явлением, но и ярким событием в общественной жизни, т.к. продемонстрировала нарастание напряжения в стране в период реакционного правления Карла X, когда действовали репрессивные законы в отношении прессы, частично восстанавливались права эмигрантов и духовенства. Королевские ордонансы 25 июля 1830 г. (роспуск палаты представителей, введение цензуры, изменение избирательного закона) [22], нарушавшие Хартии 1814 г., привели к вспышке негодования, революционным действиям и отречению короля. Установившаяся после революции 1830 г. Июльская монархия создала благоприятные условия для развития крупной буржуазии, ослабляется цензура, снижается возрастной и имущественный ценз, наблюдается постепенное развитие демократических устремлений и республиканской идеи.

В 1834 г. французский писатель и драматург Феликс Пиа дал свою оценку людям искусства в коллекции эссе на различные аспекты современной Парижской жизни «Nouveau tableau de Рaris au XIX siecle» [23, с. 9]. Он писал: «Толпа молодых людей украшает себя в странные костюмы, адоптирует средневековые одежды и речь в надежде быть узнаваемой в качестве артиста. Но, по факту, они только копировали общую модель и их гротеск, таким образом, провозглашал недостаток основного качества художника: оригинальности. Их мания жить вне современного времени с другими идеями и другим поведением, изолирует их от мира, делает их чужаками и чудаками, выбрасывает их из закона, по ту сторону круга общества. Они богема сегодняшнего дня» [23, с. 9]. Ф. Пиа указывал, что этими художниками являлись представители буржуазного общества, которыми двигала не любовь к искусству, а страсть к изменениям и приключениям, мода, охватившая молодых людей из хороших семей, названная Ф. Пиа эпидемией «артистизма». Ф. Пиа скептически относился к «артистизму», и его оценка носила негативный характер. Его описанию в 1830-е гг. соответствовали три объединения, связанных с движением романтизма: «Молодая Франция» (Jeunes-France), «Бузинготы» (Bousingots) и «Маленький кружок» (Petit Cenacle). В частности, «Маленький кружок», состоявший из молодых писателей и последователей Виктора Гюго – Теофиля Готье, Жерара де Нерваля и др., собирался в начале 1830-х гг. на Левом Берегу в студии, чтобы читать друг другу свои произведения и обеспечивать взаимную поддержку. Но они были способны и на более фривольное поведение. Например, Жерар де Нерваль гулял в Люксембургском саду, ведя на повадке лобстера. Петрюс Борель и некоторые друзья проводили летний отдых в тентах в Парижских садах, часто почти раздетыми, пока их не выгоняли [24, с. 27].

Жорж Санд романтизировала образ художника в своих произведениях. Например, в 1842 г. вышел в свет роман «Орас» [12], рассказывающий о жизни студентов в Париже. Главный герой отличается тем, что не имеет ни принципов, ни убеждений, ни совести; он лентяй и транжира, игнорирует учёбу и воображает, что он великий автор, но и здесь он чаще ленится, чем работает. В лице Ораса Ж. Санд обличала пороки буржуазного индивидуализма и фанфаронства молодёжи [19], показывая, как молодые люди, подобно Орасу, прикрывались идеями романтизма и «романтической исключительности», на самом деле стремясь к аристократическому обществу. Орасу Ж. Санд противопоставляет других героев, тоже студентов, талантливых и малоимущих, но одушевленных республиканскими и демократическими идеалами, которые сражались и умирали на парижских баррикадах в годы Июльской революции [10]. Ж. Санд делала противопоставление между артистами и не-артистами, под первыми подразумевая аристократию, а под вторыми народ. В её понимании богема была свободной и благородной.

Сформулированный романтиками принцип «искусства ради искусства» ляжет в основу богемного существования, ставшего популярным в последующие годы. Во время Июльской монархии и Второй империи появились первые произведения, где термин «богема» употреблён не по отношению к цыганам, а в связи с интеллектуальным трудом. Среди них роман О. Бальзака «Принц Богемы» (1840), поэтический сборник Жерара де Нерваля «Галантная богема» (1855), самый известный роман о богеме «Сцены из жизни богемы» (1851) А. Мюрже. Богема О. Бальзака первой половины XIX в. состояла из талантливых, но ещё не добившихся признания, молодых людей разных профессий, не только творческих. Главный герой романа «Принц Богемы», граф де Пальферин, – деклассированный дворянин, презрительно относившийся к Июльской монархии, обладавший острым умом и другими талантами, но в ожидании лучшего, ведущий богемную жизнь. Его поведение писатель изобразил следующим образом: «Само слово «богема» говорит вам все: богема живет тем, что у нее есть, а у нее нет ничего. Ее религия – надежда. Ее кодекс – вера в себя. Основа ее бюджета – пресловутая любовь к ближнему. Эти молодые люди выше своих несчастий. Не имея средств, они находят средства бороться с судьбой, живя «на авось», они остроумны, как фельетонисты, и веселы, как люди, которые кругом в долгах, ну, а в долг они берут столь же часто, как и пьют!» [1]. Далее на страницах романа мы встречаем, что богема «с нынешней властью держит себя очень дерзко» и не делает «особой тайны из лёгкой любви».

Богемный образ жизни вели представители буржуазии, не нашедшие для себя места в новой государственной и социальной системе. Режим Июльской монархии, и её политика «одновременно буржуазная, торгашеская и ханжеская», не давали реализоваться молодёжи [1]. Несмотря на сложность выявления политических пристрастий богемы, её, как правило, тесно ассоциировали с революционерами, бунтарями и мятежниками. В. Фриче выделял в богеме два крыла – правое, буржуазное, и левое, радикальное. По его классификации правое крыло, в лице Т. Готье, выступало против социализма, но было скорее аполитичным. Представители левого – Ж. Нерваль, Ш. Нодье, Ф. О’Недди и П. Борель – сочувствовали республиканцам [13, c. 532–535].

Упоминания о богеме остаются несфокусированными и спорадическими до конца 1840-х гг., когда она заняла более определённое место во французском сознании. Ассоциация между художниками-прихлебателями и цыганской жизнью, данная Ф. Пиа, и призывы Ж. Санд к богемной жизни вызвали лишь несколько отголосков. Упомянутые Т. Готье, Ж. Нерваль и другие не рассматривали свою жизнь как богемную [24, с. 28].

1850-е гг. создали поток публикаций, посвященных богеме. Это было связано с событиями революции 1848 г., активизацией политической агитации, а также выходом в свет романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» [24, с. 29].

«Сцены из жизни богемы», опубликованные в Париже в 1851 г., считаются первым произведением, показавшим образец богемности, до этого не определённый и размытый, когда прилагательное «богемный» употреблялось по отношению к студентам, цыганам, скучающим буржуа, а не исключительно к людям искусства. Действие романа разворачивается в Париже в 1840-е гг. Главные герои – Шонар (музыкант и живописец), Марсель (художник), Колин (философ) и Родольф (литератор) – проживали в Латинском квартале или на Монмартре. На протяжении всего романа автор называет их образ жизни богемным, а самих героев – богемцами.

Друзья были молоды – не старше 30 лет – и бедны. Об этом свидетельствует, в первую очередь, отсутствие стабильного жилья. Например, Шонар в начале романа, судебным порядком был выселен из своей квартиры за неуплату. Аналогичная судьба постигла Родольфа, и «постоялый двор, где он большей частью жил, назывался «Под открытым небом» [11, c. 91]. Друзья регулярно задерживали квартирную плату, скрывались от кредиторов, имели многочисленные долги. Их квартиры, они же мастерские, были бедны и плохо обставлены [11, c. 121]. А. Мюрже подчёркивает бедность богемцев не только частой сменой жилья из-за неуплаты, но и манерой одеваться, когда на всех друзей имелся один парадный костюм, который они надевали по очереди в торжественных случаях, а их повседневная одежда оказалась изношенной и старомодной [11, c. 35].

Богемный образ жизни у Мюрже не сводился исключительно к мужскому обществу. У Родольфа, Шонара и Марселя были подруги, но ни один союз не закрепляется официальным браком. Богемных женщин, как и мужчин, характеризовала их беспорядочность, они часто меняли возлюбленных, периодически возвращаясь и снова покидая своих богемных любовников [11, c. 87].

В романе прослеживается некоторая антибуржуазная составляющая богемности, описанная при процедуре вступления в «богемный кружок», когда претенденту следовало отказаться от «уймы мелких мещанских привычек», так как богемцы «отвергали всякие условности, ненавидели фальшь и презирали мещанство» [11, c. 253]. В то же время, антагонизм не был острым, так как герои не протестовали против буржуазного общества, наоборот, они пытались добиться его признания. А. Мюрже не делает своих героев отвлечёнными от жизни художниками, ставя перед ними реальные проблемы зарабатывания на жизнь своим ремеслом. Герои А. Мюрже сталкивались с трудностями и лишениями в жизни, но также они любили развлекаться и весело проводить время [11, c. 453]. Друзья обладали такими положительными характеристиками, как образованность и любовь к искусству. Автор подчёркивает, что все четыре героя страстно увлекались своим ремеслом и активно им занимались. Помимо внешних заказов, у каждого имелась своя идея, которую они пытались воплотить и представить публике. Например, Марсель писал картину «Переход через Чермное море», Шонар симфонию на тему о значении синего цвета в живописи, а Родольф драму «Мститель». А. Мюрже подчёркивает дух товарищества среди друзей, говоря, что в кружке богемы царило подлинное братство, они делились всем – и хорошим и плохим [11, c. 279].

А. Мюрже выделяет три типа богемных личностей: неизвестные мечтатели, любители-дилетанты и официально признанная богема. Неизвестные мечтатели – это художники-любители, которые не стремятся к славе, но надеются, что она сама к ним придёт. Они бедны и умирают в нищете. А. Мюрже называет такой образ жизни тупиковым, и говорит, что их избегание славы работает против них. Любители-дилетанты имеют стабильную прибыль, но предпочитают жить в богеме для удовольствия. Когда они ею пресыщаются, то возвращаются к привычному буржуазному образу жизни. Примером такого любителя в романе выступает Каролюс Барбемюш, для которого была устроена процедура вступления в «кружок богемы» [11, c. 207]. Представитель последнего типа официально признанной богемы должен в итоге стать известным художником в мире; хотя он и зарабатывает много денег, но руководствуется амбициями, что скоро займёт важное место в мире искусства. Он знает, как следует экономить и быть экстравагантным, и может жить как в роскоши, так и в нищете [28].

Богемный период жизни героев А. Мюрже несёт скорее негативный образ, которому не следует соответствовать длительное время. Роман А. Мюрже стал одним из наиболее ярких изображений богемы, ассоциирующейся с артистической средой и вытеснившим связь с цыганами и криминалитетом. Ещё одним романом, идеализирующим артистический образ жизни, является «Трильби» [8] Жоржа Дюморье (дю Морье), опубликованный в 1894 г. Публикация «Трильби», осуществлённая через полвека после А. Мюрже, вызвала сенсацию в Англии и Америке, а также возрождение интереса к богеме.

В период Третьей Республики до Первой мировой войны Франция являлась притягательным местом для творческих людей со всего мира, чему способствовал целый ряд причин политического, социально-экономического и культурного характера. В стране существовал высокий уровень демократических прав и свобод, обширная и независимая пресса, антиклерикальная политика радикалов привела к ослаблению влияния католической церкви на духовную жизнь французского общества, кроме того, Франция представляла собой одну из культурных столиц мира и основным экспортером роскоши и изделий «изысканного вкуса».

Во второй половине XIX в. литературная богема значительно расширила свой состав и заняла важное место в культуре Франции. Одной из богемных групп были писатели-символисты, собиравшиеся в кафе «Франциск I» на бульваре Сен-Мишель. Среди них Морис Роллина, Эдмон Гарокур, Эмиль Гудо, Жак Мореас и другие. Знаковой фигурой французского символизма и «истинным богемцем» считается поэт Поль Верлен [13, c. 532–535].

Таким образом, термин «богема», происходящий от названия местности в Центральной Европе – Богемии (современная Чехия), изначально ассоциировался с богемскими цыганами, прибывшими на территорию Франции в средние века. Активное применение термин получает в XIX в., на протяжении которого его восприятие менялось. В первой половине XIX в. богема отождествлялась с полукриминальным миром, к середине века термин «богема» начинают употреблять в отношении писателей периода романтизма и буржуазной молодёжи. Его использование проявляется в художественной литературе середины века, например, в романах В. Гюго, О. Бальзака, Ж. Санд, где богемными героями были либо выходцы из аристократических и буржуазных семей, не нашедшие применения своим талантам, либо бедные, но благородные студенты. Наиболее ярко образ богемы изображен в романе Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы», значительно повлиявшем на популяризацию феномена и выход его за пределы литературы. К концу XIX века появляются первые научные трактовки этого термина. Выделяют следующие черты богемного образа жизни: бродячая жизнь, отождествление искусства и жизни, отказ от устаревших форм классицизма, экстравагантный внешний вид, маргинальность, бедность, пьянство, анархические или левые политические взгляды, враждебное отношение к буржуазным правилам. Состав богемы достаточно широкий – студенты, интеллектуалы, художники. Антиподом богемы является буржуа и домосед [18]..


Список литературы / References

На русском

  1. Бальзак О. Принц Богемы // Собрание сочинений в 10 Т. Т. 5. М.: Художественная литература, 1982.
  2. Гюго В. Отверженные. М.: Эксмо, 2011.
  3. Les Miserables: The Novel //The France of Victor Hugo. https://www.mtholyoke.edu/courses/rschwart/hist255/bohem/tmizbook.html
  4. Гюго В. Предисловие к драме Кромвель 1827 г.// Гюго В. Что я видел. Эссе и памфлеты. СПб.: Лимбус Пресс, 2015.
  5. Гузенина С. В., Фёдоров И. А. Богема: эстетика ухода. Тамбов, ТГУ, 2009. 202 с.
  6. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.// Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1989. 448 с.
  7. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.-Л.: Искусство, 1941. 615 с.
  8. Дюморье Ж. Трильби. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. 336 с.
  9. Косиков Г. К. Франсуа Вийон// Вийон Ф. Стихи: Сборник. М.: Радуга, 2002. 766 с.
  10. Лилеева И. Два романа Ж. Санд// Санд Ж. Мопра. Орас. М.: Художественная литература, 1974. 576 с.
  11. Мюрже А. Сцены из жизни богемы. М.: Художественная литература, 1963. 456 с.
  12. Санд Ж. Мопра. Орас. М.: Художественная литература, 1974. 576 с.
  13. Фриче В. М. Богема// Литературная энциклопедия: В 11 т. М.: Изд-во Коммунистической Академии, 1929– Т. 1. 1930.
  14. Харрисон С. Уайт, Синтия А. Уайт. Холсты и карьеры. СПб.: Центр социологии искусства, 2000. 192 с. табл., илл.
  15. Энциклопедический словарь. Под ред. Андреевского И.Е. Т. 7. СПб., 1891.
  16. Dictionnaire de la Langue Française dÉmile Littré. Paris, 1873. 1. 944 р.
  17. Easton M.Artists and Writers in Paris: The Bohemian Idea, 1803–1867. NY: St. Martin’s Press, 1964.
  18. Encyclopédie Universelle. 2012. www.fracacademic.com http://encyclopedie _universelle.fracademic.com/2735/BOH%C3%88ME (дата обращения 06.2016).
  19. The France of Victor Hugo. https://www.mtholyoke. edu/courses/rschwart/hist255bohem/thorace.html
  20. Les Misirable: The novel. The France of Victor Hugo. https://www.mtholyoke. edu/courses/rschwart/hist255/bohem/tmizbook.html
  21. New thesaurus. 2014. www.enacademic.com.http://new_thesaurus.enacademic.com /1528/bohemian (дата обращения 06. 2016).
  22. Ordonnances du roi du 25 juillet 1830. Archives parlementaires, t. LXI. Encyclopédie dedro I tpolitique http://droitpolitique.com/spip.php?article202
  23. Piat F. Les artistes// Nouveau tableau de Paris au XIX-e siecle. T 4. Paris: et Chez MM. Legrand et J. Bergougnioux, 1834 . 381 p.
  24. Bohemian Paris: culture, politics and the boundaries of bourgeous life, 1830–1930. NY: Johns Hopkins Paperbacks edition, 1999. 453 p.
  25. Showalter E. Introduction. Trilby. NY: Oxford World’s Classics, 1995. 368 p.
  26. The France of Victor Hugo. www.mtholyoke edu/courses/rschwart/hist255html
  27. Victor Hugo: The Prince of Youth. The France of Victor Hugo. https://www.mtholyoke. edu/courses/rschwart/hist255/bohem/thugo.html
  28. What is a Bohemian. The France of Victor Hugo. https://www.mtholyoke. edu/courses/rschwart/hist255/bohem/tdefine.html
  29. Wilson E. Bohemians: the glamorous outcasts. London: Tauris Parke Paperbacks, 2003. 275 p.

English

  1. Bal’zak O. Prints Bogemy. Sobranie sochinenii v 10 T. Vol. 5. Moscow: Publ. Khudozhestvennaya literatura, 1982.
  2. Gyugo V. Otverzhennye. Moscow: Publ. Eksmo, 2011.
  3. Les Miserables: The Novel. The France of Victor Hugo. https://www.mtholyoke.edu/courses/rschwart/hist255/bohem/tmizbook.html
  4. Gyugo V. Predislovie k drame Kromvel’ 1827 g. Gyugo V. Chto ya videl. Esse i pamflety. Petersburg.: Publ. Limbus Press, 2015.
  5. Guzenina S.V., Fedorov I.A. Bogema: estetika ukhoda. Tambov, Publ. TGU, 2009. 202 p.
  6. Deklaratsiya prav cheloveka i grazhdanina 1789 g. Frantsuzskaya Respublika: Konstitutsiya i zakonodatel’nye akty. Moscow: Publ. Progress, 1989. 448 p.
  7. Dzhivelegov A., Boyadzhiev G. Istoriya zapadnoevropeiskogo teatra o tvozniknoveniya do 1789 goda. Moscow: Publ. Iskusstvo, 1941. 615 p.
  8. Dyumor’e Zh. Tril’bi. Moscow: Publ. Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury, 1960. 336 p.
  9. Kosikov G. K. Fransua Viion. Viion F. Stikhi: Sbornik. Moscow: Publ. Raduga, 2002. 766
  10. Lileeva I. Dvaromana Zh. Sand. Sand Zh. Mopra. Oras. Moscow: Publ. Khudozhestvennaya literatura, 1974. 576 p.
  11. Myurzhe A. Stseny iz zhizn ibogemy. Moscow: Publ. Khudozhestvennaya literatura, 1963. 456 p.
  12. Sand Zh. Mopra.Oras. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1974. 576 p.
  13. Friche V. M. Bogema. Literaturnaya entsiklopediya: V 11 t. Moscow: Publ Izd-vo Kommunisticheskoi Akademii, 1929–1939. Vol. 1. 1930.
  14. Kharrison S. Uait, Sintiya A. Uait. Kholsty i kar’ery. Petersburg.: Publ. Tsentr sotsiologii iskusstva, 2000. 192 p. tabl., ill.
  15. Entsiklopedicheskii slovar’. Pod red. Andreevskogo I.E. Vol. 7. St. Petersburg, 1891.
  16. Dictionnaire de la Langue Française d’Émile Littré. Paris, 1873. T. 1. 944 р.
  17. Easton M. Artists and Writers in Paris: The Bohemian Idea, 1803–1867. NY: St. Martin’s Press, 1964.
  18. Encyclopédie Universelle. 2012. www.fracacademic.com http://encyclopedie _universelle.fracademic.com/2735/BOH%C3%88ME (дата обращения 27.06.2016).
  19. The France of Victor Hugo. https://www.mtholyoke. edu/courses/rschwart/hist255bohem/thorace.html
  20. Les Misirable: The novel. The France of Victor Hugo. https://www.mtholyoke. edu/courses/rschwart/hist255/bohem/tmizbook.html
  21. New thesaurus. 2014. www.enacademic.com.http://new_thesaurus.enacademic.com /1528/bohemian (дата обращения 25. 06. 2016).
  22. Ordonnances du roi du 25 juillet 1830. Archives parlementaires, t. LXI. Encyclopédie dedro I tpolitique http://droitpolitique.com/spip.php?article202
  23. Piat F. Les artistes// Nouveau tableau de Paris au XIX-e siecle. T 4. Paris: et Chez MM. Legrand et J. Bergougnioux, 1834 . 381 p.
  24. Bohemian Paris: culture, politics and the boundaries of bourgeous life, 1830–1930. NY: Johns Hopkins Paperbacks edition, 1999. 453 p.
  25. Showalter E. Introduction. Trilby. NY: Oxford World’s Classics, 1995. 368 p.
  26. The France of Victor Hugo. www.mtholyoke edu/courses/rschwart/hist255html
  27. Victor Hugo: The Prince of Youth. The France of Victor Hugo. https://www.mtholyoke. edu/courses/rschwart/hist255/bohem/thugo.html
  28. What is a Bohemian. The France of Victor Hugo. https://www.mtholyoke. edu/courses/rschwart/hist255/bohem/tdefine.html
  29. Wilson E. Bohemians: the glamorous outcasts. London: Tauris Parke Paperbacks, 2003. 275 p.

Оставить комментарий