Взаимоотношения РПЦ и англиканской церкви в первом десятилетии XX века

Митрополит Антоний (Сурожский) и глава Англиканской церкви

Аннотация

Статья посвящена периоду предвоенного взаимоотношения РПЦ и Англиканской церкви. Снижение активности диалога православных и англикан по причине обострения внешнеполитического положения Российской империи и Англии в последней четверти XIX века обернулось оживлением отношений РПЦ и Англиканской церкви в период подготовки и заключению военного союза «Антанта». Уже в 1903 году в ответ на обращение Константинопольского Патриарха Иоакима III ко всем Православным Церквам по вопросу их отношения к другим христианским конфессиям Святейший Синод РПЦ одобрил существовавшие дружественные связи с англиканами. В дальнейшем Святейшим Синодом РПЦ была образована комиссия в Составе виднейших богословов для обсуждения разногласия с английским вероисповеданием.

В 1903 году в Россию приехал епископ Епископальной Англиканской церкви в США Ч. Графтон, с которым прибыли два его спутника диакон Фея и доктор В. Бирбек. На состоявшейся встрече епископ Графтон вручил митрополиту Антонию грамоту от своего первенствующего епископа, а также рекомендательное письмо председателя Комитета межцерковных сношений и свою иностранную записку о возможностях взаимного общения между англиканской и Русской церквами.

В 1912 году в Россию прибыла целая группа англиканских епископов. Среди них находились видные деятели Англиканской церкви: епископ г. Уэйкфилда д-р Д. Иден, епископ г. Бангора д-р В. Уильям, епископ г. Эксетера д-р Арчибальд Робертсон, епископ г. Оссори д-р Джон Генри Бернард и известный богослов Джон Биркбек. В период пребывания в России гости провели ряд встреч с иерархами РПЦ.

В 1914 году для изучения вопроса о взаимоотношении православных и англикан была образована Синодальная комиссия.

Ключевые слова и фразы: РПЦ, Англиканская церковь, Ч. Графтон, В. Бирбек, Первая мировая война.

Annotation

Article is devoted to the period of premilitary relation of ROC and Anglican church. Decrease of the activity of dialogue of Orthodox Christians and Anglicans because of an aggravation of a foreign policy provision of the Russian Empire and England on in the last quarter of the 19th century has turned back revival of the relations of ROC and Anglican church during preparation and to the conclusion of a military alliance «Entente». In 1903 in response to the address of the Constantinople Patriarch Jehoiakim III to all Orthodox Christians Tserkvam concerning their relation to other Christian faiths the Most sacred Synod of ROC has approved the existing friendly communications with Anglicans. Further the Most sacred Synod of ROC has formed the commission as a part of the most visible theologians for discussion of disagreement with the English religion.

In 1903 to Russia there has arrived the bishop of Episcopal Anglican church to the USA Ch. Grafton with whom there have arrived two of his companions the deacon Feya and doctor V. Birbek. At the taken place meeting the bishop Grafton has handed to the metropolitan Anthony the letter from the taking priority bishop, and also the letter of recommendation of the chairman of Committee of the interchurch intercourses and the foreign note on opportunities of mutual communication between Anglican and the Russian tserkvama.

In 1912 to Russia there has arrived the whole group of Anglican bishops. Among them there were eminent persons of Anglican church: bishop of Wakefield Dr. D. Eden, bishop of Bangor Dr. V. William, bishop of Exeter Dr. Archibald Robertson, bishop Mr. Ossori Dr. John Henry Bernard and famous theologian John Birkbek. During stay in Russia guests have held a number of meetings with hierarches of ROC.

In 1914 for studying of a question of relation of Orthodox Christians and Anglicans the Synod commission has been formed.

Key words and phrases: ROC, Anglican church, Ch. Grafton, V. Birbek, World War I.

О публикации

УДК 947.07 (093).
Опубликовано 3 октября года в .
Авторы статьи: и .
Количество просмотров: 114.

Наши постоянные авторы

Взаимоотношения РПЦ и англиканской церкви в первом десятилетии XX века

The relationship between the orthodox church and the anglican church in the first decade of the twentieth century

Взаимоотношения РПЦ с англиканами, несмотря на снижение их активности в последней четверти XIX века, продолжили свое развитие в ХХ веке. Так, в 1903 году Святейший Синод РПЦ одобрил существовавшие дружественные связи с англиканами в ответ на обращение Константинопольского Патриарха Иоакима III к православным церквам. В послании было отмечено, что в диалоге православных и англикан может быть достигнуто, если это желание будет высказано всем обществом англикан. «С нашей стороны в отношении к англиканам должны быть братская готовность помочь им разъяснениями, обычная внимательность к их лучшим желаниям, возможная снисходительность к естественным, при вековом разделении, недоумениям, но в то же время твердое исповедание истины нашей Вселенской Церкви» [1, с. 34].

В 1903 году Россию посетил епископ Епископальной Англиканской церкви в США Ч. Графтон, а также два его спутника диакон Фея и доктор В. Бирбек. До приезда в Россию епископ Графтон направил письмо митрополиту С.-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому), в котором излагал вероисповедные особенности своей Церкви и свои экуменические взгляды. Доктор Бирбек был известен в русских церковных кругах интересом к православию. При встрече епископ Графтон вручил митрополиту Антонию грамоту от своего первенствующего епископа, рекомендательное письмо председателя Комитета межцерковных сношений, а также свою иностранную записку о возможностях взаимного общения между англиканской и Русской церквами. Епископ Графтон писал в своей записке, что на сегодняшний день возрастает желание между всеми христианами к объединению. Общим между двумя церквами епископ Графтон считал согласие по вопросам учения о Церкви, священстве и «понимании таинств, как проводнике благодати». По возвращении из России епископ Графтон в беседе с протоиереем посольской церкви в Лондоне о. Е. Смирновым говорил о нашей Церкви: «Она (Церковь) счастлива, что сумела сохранить вверенное ей наследство Христово без всяких изменений; она ничего не прибавила к нему и ничего не убавила от него. Она по всему праву должна называться среди других Церквей Православной…» [2, с. 132]. Визит епископа Графтона стал для РПЦ вторым официальным визитом иерархов Англиканской Епископальной Церкви. Еще в 1897 году в Россию приезжал архиепископ Иорский Вильям Маклаган, который хотел непосредственно ознакомиться с жизнью РПЦ. Епископ Графтон прибыл с визитом, представляя комиссию Епископальной Церкви, которая занималась вопросами единения церквей. За время пребывания в России епископ Графтон провел встречи с русскими богословами и иерархами. В этих встречах наиболее активное участие принял Преосвященный ректор С.-Петербургской духовной академии епископ Ямбургский Сергий. Он принимал гостей в академии 7 октября 1903 года и участвовал в состоявшихся беседах. Также епископ Ямбургский Сергий прокомментировал представленное письмо и записку епископа Графтона. В этом же году епископ Сергий выступил в официальном органе Св. Синода со статьями, которые содержали в себе идеи церковного единства, которые нашли свое отражение в предисловии к письму Графтона. Епископ Сергий писал: «Для друзей единения будет большим успехом уже и то одно, если мы общими силами выясним, на какой почве возможно это единение. Будет время, возрастет и окрепнет вселенский, кафолический дух в недрах Американской церкви, победит все другие в ней течения, тогда и путь на восток будет для нее необходим, а вместе с тем не будут лишними и те крупицы, песчинки труда, которые каждый из нас принесет от себя теперь на приготовление этого пути. В 1872 году Графтон вернулся в Америку и был назначен настоятелем в Бостоне. Здесь он основал общину сестер Рождества. В нем главным началом стало воспитание благочестия и приготовления к таинствам [3, с. 63].

В первом десятилетии XX века Святейшим Синодом РПЦ была образована комиссия в Составе виднейших богословов для обсуждения разногласия с английским вероисповеданием [4, с. 62].

В 1904 году имела место первая серьезная реакция на английские призывы к воссоединению в виде «Письма Российского Святейшего Синода Патриарху Константинопольскому на предмет Воссоединения». В этом документе отражалась дружелюбность тона православных иерархов при обсуждении возможностей будущего объединения.

К началу XX в Российской империи насчитывалось семь приходов Англиканской Церкви: в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Архангельске, Риге, Варшаве и Либаве. В 1905 г. был также открыт англиканский приход в Баку. Крупнейшая в России англиканская община была в рабочем поселке Юзовка (ныне Донецк). Стоит добавить, что каменно-угольная, железное, стальное и рельсовое производства в этом районе возникла при непосредственном участии английского капитала. В начале 70-е гг. XIX века в этот район приехало более сотни англичан, которые занялись развитием промышленности в этом районе, получив концессию от Российской империи. Поскольку Англиканской Церкви в Юзовке не было, богослужения там совершались в зале училища Новороссийского общества священником, который приезжал несколько раз в год из Одессы (причем на каждый такой приезд надо было испрашивать правительственное разрешение). В отличие от прочих инославных религиозных обществ, российские приходы Англиканской Церкви не были подчинены МВД, а находились под покровительством британского посольства, пользуясь правами экстерриториальности, то есть представительства иностранного государства. Такой статус для англиканских общин основывался не на законодательных актах, а на соглашениях между российскими и британскими властями [5, с. 19].

В 1906 году для развития двусторонних отношений в Великобритании был учрежден Англикано-Восточно-Православный союз (Anglican and Eastern-Orthodox Church Union), в состав которого вошли представители обеих Церквей. Его председателем стал архиепископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский), в 1913 г. на этом посту его сменил архиепископ Финляндский и Выборгский (впосл. Патриарх) Сергий (Страгородский). Почетными членами общества были избраны Архиепископы Кентерберийский Рэнделл Дэвидсон и Йоркский Косма Лэнг. В Москве, С.-Петербурге, Риге читались доклады об учении и церковной жизни англикан.

В июле 1906 года было основано «Общество Ревнителей Восточно-Православной и Англиканской Церквей». В первый год своего существования оно насчитывало 227 членов, а двумя годами позднее – 444 члена, в том числе 25 англиканских и 5 православных епископов. Общество имело свое печатное издание, которым стал журнал «Ирини».

В 1912 году в Россию прибыла группа англиканских епископов. В ее состав вошли такие видные деятели Англиканской Церкви: епископ г. Уэйкфилда д-р Д. Иден, епископ г. Бангора д-р В. Уильям, епископ г. Эксетера д-р Арчибальд Робертсон, епископ г. Оссори д-р Джон Генри Бернард и известный богослов Джон Биркбек. За время их пребывания в Российской империи прошли беседы и встречи с иерархами РПЦ. На приемах в адрес гостей было высказано много теплых слов. Завершился визит открытием 17 января 1912 года «Общества ревнителей сближения Англиканской Церкви с Православной», главной целью которого было установление взаимопонимания и укрепление связей между двумя Церквами. На торжественном открытии присутствовали епископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский), который стал председателем Общества, четыре англиканских епископа, другие лица. Некоторое время спустя Святейший Синод, в ведении которого находилось Общество, утвердил устав его деятельности. Главной целью Общества было установление взаимопонимания и укрепления дружбы между двумя Церквами [1, с. 38].

В мае 1912 года по приглашению русского Общества в Петербург прибыли известный богослов Ф.В. Пуллер и генеральный секретарь англиканского Общества священник Г. Файнс Клинтон. Они выступили с лекциями об Англиканской церкви. Кроме того, на совместных богословских заседаниях неоднократно обсуждались вопросы догматических различий между Англиканской и Православной Церквами [7, c. 38]. Кроме того, были проведены богословские собеседования, где обсуждались некоторые догматические различия между Англиканской и Право славной Церквами в частности, вопрос об исхождении Святого Духа. В собеседованиях с православной стороны принимали участие профессора СПбДА, с англиканской – свящ. Ф.В. Пуллер, свящ. Г. Файнс Клинтон, настоятель англиканского храма в Петербурге свящ. Р.В. Крагг. Кроме чтения публичных лекций о. Пуллер дважды имел беседы в более тесном кругу с русскими богословами – профессорами СПбДА, входившими в состав Совета Общества.

В 1914 году была образована Синодальная комиссия для изучения вопроса о взаимоотношениях Православия и Англиканства.

Начало Первой мировой войны 1914-1918 гг. повлияло на временное прекращение взаимоотношений РПЦ и Англиканской церкви. Однако огромный вклад в дело ознакомления англикан с богатством православной традиции в послевоенной период внесла русская эмиграция за рубежом.

Список литературы / Spisok literatury

На русском

  1. Митрополит Волоколамский Иларион. Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Церквами Англиканского содружества: история и современность // Церковь и время. – 2012. – № 4 (61).
  2. Церковный вестник. – 1903. – № 42.
  3. Рожков В. священник. К истории одного визита // ЖМНП. – 1964. – № 6.
  4. Кандидат богословия Виноградов М. Православная церковь и Англиканское исповедание после Первой Мировой войны // ЖМНП. – 1956. – № 2.
  5. Амбарцумов И.В. Англиканская церковь в Российской империи (конец XIX – начало XX в.). Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. – 2015. – Выпуск 2 (63)

English

  1. Mitropolit Volokolamskij Ilarion. Vzaimootnoshenija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi s Cerkvami Anglikanskogo sodruzhestva: istorija i sovremennost’ // Cerkov’ i vremja. – 2012. – № 4 (61).
  2. Cerkovnyj vestnik. – 1903. – № 42.
  3. Rozhkov V. svjashhennik. K istorii odnogo vizita // ZhMNP. – 1964. – № 6.
  4. Kandidat bogoslovija Vinogradov M. Pravoslavnaja cerkov’ i Anglikanskoe ispovedanie posle Pervoj Mirovoj vojny // ZhMNP. – 1956. – № 2.
  5. Ambarcumov I.V. Anglikanskaja cerkov’ v Rossijskoj imperii (konec XIX – nachalo XX v.). Vestnik PSTGU II: Istorija. Istorija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. – 2015. – Vypusk 2 (63)

Оставить комментарий