Социальная политика советского государства в отношении многодетных семей в 20-х–50-х гг. XX века: обзор мер государственно-правового регулирования.

Многодетная семья М. А. Тимофеевой, телятницы совхоза Шишкинский

Аннотация

На современном этапе развития Российской Федерации существенное улучшение демографических показателей является общенациональным приоритетом, поскольку издержки политики в области народонаселения препятствуют решению кардинальных социально-экономических задач, эффективному обеспечению национальной безопасности. В 2013 году впервые за два десятилетия в России зафиксирован небольшой естественный прирост населения – на 22,7 тысяч человек. Несомненно, это результат последовательных государственно-правовых мер, однако существует еще опасность депопуляции. По заявлениям ведущих демографических школ России, только семья с тремя и более детьми может стабилизировать этот процесс. Именно поэтому на сегодняшний день особую значимость приобретают исследования генезиса и эволюции государственной социальной политики нашей страны, направленной на поддержку многодетных семей.

Рассматривая в ретроспективе государственно-правовые меры, направленные на стимулирование рождаемости и поддержку многодетности, авторы приходят к выводу о прямой зависимости удачной правовой доктрины в области народонаселения и повышения показателей естественного прироста.

Ключевые слова и фразы: многодетные семьи, демографическая политика, советская семейная политика.

Annotation

Social policy of the Soviet state in relation to families with many children in the 1920–1950 of the twentieth century: a review of measures of state regulation.

At the present stage of development of the Russian Federation, a significant improvement of demographic indicators is a national priority because the costs of policies population prevent the solution of key social and economic tasks, and effectively ensure national security. In 2013, for the first time in two decades in our country recorded a slight natural increase of the population, 22.7 thousand people. Undoubtedly, the result of a consistent state-legal measures, however, there is a risk of depopulation. According to the statements of the leading demographic of Russian schools, only families with three or more children can stabilize this process. That is why today, special importance attaches to the study of the Genesis and evolution of state social policy aimed at supporting large families.

The article deals with historical legal analysis of social and family policy of the Soviet state in the period from the 1920s to the 1950s. Considering in retrospect the state legal measures to stimulate fertility and support large families, the authors come to the conclusion about the direct rela-tionship between a successful legal doctrine in the field of population and increasing rates of natural increase.

Key words and phrases: a large family, demographic policy, soviet family policy.

О публикации

Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ, код проекта 2109 «Система привилегий и иммунитетов в России: историко-правовое исследование».

Авторы: , и .
УДК 94.1.
Опубликовано 23 декабря года в .
Количество просмотров: 75.

Огромные человеческие потери, вызванные Великой Октябрьской социалистической революцией, Первой мировой и Великой Отечественной войнами обострили проблемы воспроизводства населения и повышения рождаемости в Советском государстве. По данным, приводимым А. Вишневским, в период между переписями 1926 и 1959 годов среднее число детей на женщину сократилось примерно с 6 до 2. Такое значительное падение суммарного коэффициента рождаемости за небольшой в историко-демографических рамках промежуток времени потребовало от советской власти изменения не только политической, но и правовой основы социальной и семейной политики [1].

Кодекс законов о браке и семье РСФСР 1926 года, Постановление СНК и ЦИК СССР 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» и Указ Президиума Верховного Совета СССР 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Материнство» (далее Указ 1944 г.) являются положительным примером введения новых направлений государственной помощи семьям с детьми [2, с.97].

Так, согласно Постановлению 1936 г., впервые вводилось «государственное пособие матерям, имеющим шесть детей, при рождении каждого следующего ребенка в две тысячи рублей ежегодно в течение пяти лет со дня рождения ребенка, а матерям, имеющим десять детей, – единовременное государственное пособие при рождении каждого следующего ребенка в пять тысяч рублей и со второго года ежегодное пособие в три тысячи рублей, выдаваемое в течение следующих четырех лет со дня рождения ребенка» [3].

В целях увеличения материальной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, поощрения многодетности и усиления охраны материнства и детства был введенУказ 1944 г., который существенно улучшал материальное положение многодетных семей и стимулировал повышение рождаемости в послевоенные годы. Именно данным актом в советском государстве была введена система ежемесячных пособий на детей в многодетных семьях, которая просуществовала вплоть до 1991 г.

Пункт первый Указа 1944 г. устанавливал, что государственное пособие выдавалось многодетным матерям, имеющим двух детей, при рождении третьего и каждого следующего ребенка. Пособия делились на единовременные и ежемесячные, при этом последние выплачивались, начиная со второго года рождения ребенка до достижения им пятилетнего возраста.

Пункт второй анализируемого документа предусматривал конкретный размер выплат:

– матерям, имеющим двух детей, при рождении третьего ребенка единовременное пособие выплачивалось в размере 400 рублей, ежемесячное – не выплачивалось;

– матерям, имеющим трех детей, при рождении четвертого ребенка: единовременное – 1300 рублей, ежемесячное – 80 рублей;

– матерям, имеющим четырех детей, при рождении пятого ребенка единовременное – 1700 рублей, ежемесячное – 120 рублей;

– матерям, имеющим пять детей, при рождении шестого ребенка: единовременное – 2000 рублей, ежемесячное – 140 рублей;

– матерям, имеющим шесть детей, при рождении седьмого ребенка: единовременное – 2500 рублей, ежемесячное – 200 рублей;

– матерям, имеющим семь детей, при рождении восьмого ребенка: единовременное – 2500 рублей, ежемесячное – 200 рублей;

– матерям, имеющим восемь детей, при рождении девятого ребенка: единовременное – 3500 рублей, ежемесячное – 250 рублей;

– матерям, имеющим девять детей, при рождении десятого ребенка: единовременное – 3500 рублей, ежемесячное – 250 рублей;

– матерям, имеющим десять детей, при рождении каждого следующего ребенка: единовременное – 5000 рублей, ежемесячное – 300 рублей [4].

При определении государственного пособия по многодетности учитывались и дети, погибшие или без вести пропавшие на фронтах Великой Отечественной войны.

Глава 3 этого же нормативного акта законодательно закрепляла новый вид статусного поощрения многодетных матерей: «Медаль материнства», орден «Материнская слава» и почетное звание «Мать-героиня».

«Медалью материнства» второй степени награждались матери, имеющие пять детей, первой степени – шесть детей.

Орден «Материнская слава» третьей степени вручался матерям семерых детей, второй степени – восьмерых, первой степени – девятерых.

Матери, родившие и воспитавшие десять детей, присваивалось почетное звание «Мать-героиня» с вручением ордена «Мать-героиня» и грамоты Президиума Верховного Совета СССР.

Награждение данными знаками отличия производилось по достижении последним ребенком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей этой матери.

Немаловажную роль в активизации демографических установок граждан в 40-е годы XX века играла и налоговая политика [1*]. В том же Указе 1944 г. отдельная четвертая глава была посвящена налогу на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Устанавливалось, что данный налог платили граждане, не имеющие детей, и граждане, имеющие одного и двух детей: мужчины в возрасте свыше 20 и до 50 лет и женщины в возрасте свыше 20 и до 45 лет в следующих размерах:

– с граждан, облагаемых подоходным налогом, при отсутствии детей – 6 % от их дохода, при наличии одного ребенка – 1% и при наличии двух детей – ½% от их дохода;

– с колхозников, единоличников и других граждан, входящих в состав хозяйств, подлежащих обложению сельскохозяйственным налогом, при отсутствии детей – 150 рублей в год, при наличии одного ребенка – 50 рублей, при наличии двух детей – 25 рублей в год;

– с остальных граждан при отсутствии детей – 90 рублей в год, при наличии одного ребенка – 30 рублей, при наличии двух детей – 15 рублей в год [5].


*1. Носкова А.В. Социальные изменения института семьи в доиндустриальной России: историко-социологический анализ: Дис. … д-ра социол. наук. М., 2005. 367 с.


По имеющимся историко-демографическим данным [6, с.15], новые законодательные меры в семейной политике имели определенный позитивный эффект. В 1935–1939 годах и 1948–1953 годах наблюдался подъем рождаемости и рост кривой естественного прироста.

Список литературы / References

На русском

  1. Вишневский А. Особенности российской рождаемости // Население и общество. 2006. № 100. Режим доступа:http://www.demoscope.ru/acrobat/ps100.pdf
  2. Долженкова Е.В., Евсюкова Д.С., Хлопотной А.А. Государственно-правовые способы защиты интересов многодетных семей: советский и современный период // Сборник публикаций научного журнала «Globus» по материалам VІIІ международной научно-практической конференции: «Экономика и юриспруденция: теория и практика» г. Санкт-Петербург: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). – СПб.: Научный журнал «Globus». 2016. С. 97.
  3. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик — Режим доступа:http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4081.htm
  4. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик — Режим доступа:http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4081.htm
  5. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик — Режим доступа:http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4081.htm
  6. Елизаров В.В. Семейная политика: прошлое, настоящее, будущее // Стратегия демографического развития России: рождаемость и семейная политика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 19–20 июня 2013 г. М., 2013. С.10–28.

English

  1. Vishnevskij A. Osobennosti rossijskoj rozhdaemosti // Naselenie i obshhestvo. 2006. № 100. — Rezhim dostupa: http://www.demoscope.ru/acrobat/ps100.pdf
  2. Dolzhenkova E.V., Evsjukova D.S., Hlopotnoj A.A. Gosudarstvenno-pravovye sposoby zashhity interesov mnogodetnyh semej: sovetskij i sovremennyj period // Sbornik publikacij nauch-nogo zhurnala «Globus» po materialam VІIІmezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: «Jekonomika i jurisprudencija: teorija i praktika» g. Sankt-Peterburg: sbornik so stat’jami (uroven’ standarta, akademicheskij uroven’). – S-P. : Nauchnyj zhurnal «Globus». 2016. P. 97.
  3. Biblioteka normativno-pravovyh aktov Sojuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik — Rezhim dostupa: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4081.htm
  4. Biblioteka normativno-pravovyh aktov Sojuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik — Rezhim dostupa: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4081.htm
  5. Biblioteka normativno-pravovyh aktov Sojuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik — Rezhim dostupa: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4081.htm
  6. Elizarov V.V. Semejnaja politika: proshloe, nastojashhee, budushhee // Strategija demo-graficheskogo razvitija Rossii: rozhdaemost’ i semejnaja politika. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 19–20 ijunja 2013 g. M., 2013. P.10–28.

Оставить комментарий