Общественно-педагогическое движение в российской провинции второй половины XIX – начала XX вв. (на материалах г. Ельца и Елецкого уезда).

Елецкое Александровское железнодорожное техническое училище

Аннотация

Опыт исторической реконструкции на «местном уровне» требует обращения к понятию «провинция», глубоко проработанному в отечественной культуре и ее духовном опыте, позволяющему исследователю за сегодняшними реалиями увидеть историческую глубину событий, фактов, явлений, персональных судеб.

Социально-экономические и политические реформы второй половины XIX в. серьезнейшим образом повлияли на ситуацию в городе, деревне, усадьбе, составлявших социокультурное пространство провинции. Сказались также характерные просветительские тенденции, в результате которых ранее относительно однородная русская провинция разделилась на европейски-городскую и традиционно-деревенскую. Взаимодействие культурных и образовательных новаций и традиций стимулировало динамику развития провинциальной жизни, которой к концу XIX века была свойственна относительная независимость от центра и самодостаточность. Особое значение в этом процессе имело общественно-педагогическое движение, включавшее в себя как типичные черты общероссийского характера, так и специфические особенности локального уровня.

Автор отмечает, что общественно-педагогическое движение в провинции имело прогрессивный характер, способствовало обострению интереса общественности к проблемам народного образования, отразившегося в деятельности земства и городского управления. Инновационные тенденции проявлялись в формах и методах организации школьного дела и внешкольного образования. Огромное значение имело стремление земства привлечь учителей к живому, активному участию не только в школьном деле, но и к общественной работе.

Ключевые слова и фразы: общественно-педагогическое движение, российская провинция, социокультурное пространство, культурные и образовательные тенденции, культурно-образовательная среда, Елецкое земство, А.А. Стахович.

Annotation

The experience of historical reconstruction in the «local level» requires reference to the concept of «province» deeply worked in Russian culture and its spiritual experience – itallows the researcher to see the realities of today’s historical depth of events, facts, effects, personal destinies.

Socio-economic and political reforms of the second half of the XIX century seriously affected on the situation in the city, village, country estate constituting socio-cultural space of the province. It was also said specific educational trends, which resulted in the previously relatively homogeneous Russian province was divided into European-urban and traditional-country. The interaction of cultural and educational innovations and traditions stimulated the dynamics of development of provincial life, which by the end of the XIX century was characterized by relative independence from the center and self-sufficiency. Particular importance in this process had the socio-pedagogical movement including both typical features of the all-Russian character and specific features of the local level.

Key words and phrases: socio-pedagogical movement, the Russian province, socio-cultural space, cultural and educational trends, cultural and educational environment, Yelets Zemstvo, A.A. Stahovich.

О публикации

Общественно-педагогическое движение в российской провинции второй половины XIX – начала XX вв. (на материалах г. Ельца и Елецкого уезда).

Socio-pedagogical movement in the russian province in second half XIX – early XX centuries. (on materials of Yelets and Yelets district)

Общественно-педагогическое движение в России возникло на рубеже 50 – 60-х гг. XIX в. и явилось новой ступенью общественной деятельности в области народного образования. Предпосылками тому служили события внешнегосударственного (поражение в Крымской войне) и внутреннего (падение крепостного строя, политические реформы) уровней. Популярными темами в прессе и на совещаниях ученых обществ, в кружках просвещенных людей и в великосветских гостиных, на думских заседаниях и земских собраниях были: отсутствие школ, устарелые методы преподавания, препятствия желающим учиться и, как следствие, невежество и безграмотность народа – вся Россия говорила тогда об образовании. Основанием данному движению служил расцвет философской мысли (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, С.П. Шевырев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.В. Станкевич и др.), литературы (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский), всплеск научно-педагогических изысканий (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, С.А. Рачинский и др.). Первостепенными проблемами признавались: необходимость создания доступной народной школы, подготовка квалифицированных учительских кадров, разработка новых методов учебно-воспитательного процесса, изменение содержания образования, реформирование средней школы и ряд других. Общественно-педагогическое движение должно было сыграть и действительно сыграло огромную творческую роль в дальнейшей судьбе российского народного образования и культурного развития страны [2].

На местах движение было представлено главным образом деятельностью земств и городских сообществ. Доминирующую роль в децентрализации и либерализации культуры и образования на местном уровне играло земство. Согласно Земскому Положению (1864 г.), в Ельце земское самоуправление возникло в 1865 г.Дело народного образования и просвещения в крае стало объектом его деятельности, проанализировать которую позволяют ряд документальных источников (статистические сборники и сборники постановлений по народному образованию, журналы, сообщения, доклады земских собраний, отчеты училищных советов и др.).

Как известно, первоначально народное образование входило в необязательную часть расходов земства: влияние на школьное дело ограничивалось лишь незначительным финансированием и хозяйственной стороной устройства школ. Но по прошествии 25-летней деятельности в сфере образования Елецкое земство стало основным источником средств на нужды школ [4; 6]: искало средства на дело образования населения, занималось строительством школ, участвовало во всех сферах учебно-воспитательного процесса, в подготовке учителей, заботилось об условиях жизни учащихся и учащих, организовывало внешкольное образование.

В «Сборнике постановлений Орловского Губернского Земского Собрания за 47 лет (1866-1912)», в томе II «Народное образование» указано 49 разделов, по которым земство осуществляло свою работу на ниве народного просвещения. Анализ данного источника позволяет выделить направления в области образования как на губернском, так и на уездном уровнях, отметить глубину и понимание сути важных и насущных проблем [8].

Заботе уездного земства вверялись, прежде всего, низшие учебные заведения, которым уделялось наименьшее внимание со стороны правительства. Сферы влияния уездных и губернских земств в народном образовании разграничивались. На губернском уровне происходила организация капитала для ссуд на постройку школ, увеличение школьной сети; подготовка учителей, устройство педагогических курсов; книжных складов, выписка книг и журналов для школ, библиотек; оказание помощи учащимся сельских школ в устройстве приютов; учреждение постоянной статистики и выбор комиссии по вопросам народного образования. Статистические сборники являются уникальным документом, позволяющим воспроизвести достоверную картину развития народного образования в указанный период.

Школьное строительство и в городе, и в уезде в пореформенное время шло довольно интенсивно: к 1906 г. число школ увеличилось втрое (1873 г. – 49 школ, 1906 г. – 150 школ) [13; 8]. Данные мероприятия благоприятствовали возможности введения всеобщего обучения – самой важной проблемы земской деятельности как на местном, так и государственном уровне. В 1909 г. Елецкое земское собрание первым по губернии возбудило ходатайство по данному направлению, реализация которого предполагалась в ближайшие 12 лет [8, с. 73]. Таким образом, через обозримый промежуток времени всеобщее обучение могло стать реальностью.

Работа по распространению и популяризации народной школы в уезде требовала особых усилий. Причины такого положения были типичными для многих российских регионов: сельское население, не заинтересованное в грамотности, нехватка школ, в существовавших школьных зданиях условия учебного процесса неудовлетворительны, недостаток учителей.

Земцы ставили перед собой цель – предоставить возможность сельскому населению пользоваться правильно устроенной школой. Созданные комиссии по народному образованию составляли планы школьной сети, производили тщательные статистические исследования. Результаты проведенных мероприятий отражались в неутешительных цифрах. К 1905 г. в Елецком уезде детей школьного возраста насчитывалось 23 896 чел., а учащимися являлись всего 9575 чел., причем из них 77,4% мальчиков и 22,6% девочек. Таким образом, количество учащихся к числу детей школьного возраста составляло 40,1%, то есть менее половины детей по каким-либо причинам не имели возможности обучаться. Одной из причин являлась острая нехватка школ: необходимо было построить 157 и расширить 64 школьных здания. Статистические исследования показывали неутешительную картину по обеспечению педагогическим персоналом сельских школ: для нормального ведения ученого процесса требовалось 529 учителей, 328 человек из которых нужно было найти [7].

В отчете Елецкого училищного совета говорится: «…приискивание хороших учителей весьма затрудняется неприглядностью обстановки, среди которой приходится существовать сельскому учителю, скудностью жалованья, при всеобщем вздорожании предметов первой необходимости» [13].

При оценивании преподавательского труда в докладах земской управы отмечалось: «Рассматривая личный состав учителей школ уезда, нельзя не видеть, что деятельность их в текущем году носит больший характер энергии и добросовестности, хотя многие из них, как новички, не успели освоиться с методами и приемами преподавания» [5]. Благодаря деятельности и инициативе городских и сельских учителей к концу XIX – началу XX вв. в Елецком уезде отмечался рост грамотного населения.

Принципиальная позиция высказывалась елецкими земцами попечителю учебного округа об отпуске субсидий на перестройку старых школьных зданий и постройку новых: «Елецкое земство, не желая поступиться своими и без того незначительными правами участия в управлении народного образования в уезде (как учредителя училищ), ходатайствует о казенной субсидии при условии, если эти права его будут сохранены в полном их объеме» [8, с. 27].

На земских собраниях заслушивались доклады и сообщения о состоянии школ уезда как в материальном, так и учебном отношениях. Благодаря вниманию земства «успешность школ представляет гораздо лучший результат» в сравнении с предыдущими годами [5].

Деятельность земских учреждений способствовала развитию региональных особенностей образовательной системы. Этому способствовали демократический состав губернских и уездных гласных, постановка проблем просвещения в центр внимания, наличие постепенно складывающихся образовательных традиций, стремление населения к грамотности и образованию, что отражалось на совершенствовании культурно-образовательной среды Ельца и уезда.

Специфика направлений деятельности земцев проявлялась в их практических действиях: назначались уполномоченные от уездной управы для постоянного наблюдения за школами, участия в уездных училищных советах, в комиссиях по народному образованию, в благотворительной помощи [9, с. 91]. В числе активных деятелей были П.Красовский, Пушешников, С.С.Бехтеев, М.Н.Валуйский, В.А.Варгунин, А.М. и Я.А.Ростовцевы, Зыков, протоиереи Н.Шубин и Г.Селехов и др.

Наиболее яркой фигурой среди земцев по вопросам образования являлся А.А. Стахович (1858-1915 гг.), занимавший положение Предводителя дворянства Елецкого уезда (1895-1904 гг.), председателя Елецкого уездного училищного совета и правления «Общества взаимной помощи учащим и учившим в народных училищах» [3, с. 90].

Стахович принимал активное участие во всех направлениях школьного дела, проявив себя способным организатором и пропагандистом просвещения. В числе первых он предлагал учреждение школ, библиотек, уездных отделений книжного склада, развитие розничной торговли с целью облегчения грамотному населению доступа к книгам.

А.А.Стахович в 1903 г.первым выступил в губернском собрании с предложением устройства в Москве Всероссийской выставки школьного и внешкольного народного образования. Этот факт свидетельствует о готовности сотрудничества, диалога на ниве просвещения. Ему принадлежат работы, отличающиеся глубоким пониманием сути учебно-воспитательного процесса и педагогических знаний.

На рубеже XIX-XX вв. в общественно-педагогическом движении значительное место занимали вопросы внешкольного образования взрослых. Данные идеи активно поддерживались и развивались выдающимися отечественными деятелями просвещения (Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским, Н.А. Корфом, И.Н. Ульяновым, П.Ф. Каптеревым, В.П. Вахтеровым, П.Ф. Лесгафтом, Н.В. Чеховым и др.).

В условиях культурной отсталости России одной из организационных форм являлись народные чтения популярных книг, брошюр, статей. Признавая просветительское значение народных чтений, в 1894 г. елецкое земство ходатайствовало об устройстве народных чтений в помещениях земских школ. Данное начинание довольно успешно реализовывалось в жизнь: к 1905 г. в Елецком уезде учреждено 54 библиотеки (из 113 библиотек губернии). Неоднократно выступал А.А. Стахович за качественную литературу для народных чтений, предлагал уничтожить формализм в их организации, расширяя каталоги книг, приобретая волшебные фонари и световые картины [8].

В период второй половины XIX – начала XX вв. в Ельце наблюдалась общероссийская тенденция организации библиотечного дела. С 1867 г. библиотеки вверялись Министерству внутренних дел под наблюдение комитетов (представителей духовного и светского учебного ведомства) при поддержке городских и земских управлений.

Идея комплексного решения задач внешкольного образования нашла практическое выражение в организации Народного дома – культурно-просветительского учреждения, объединявшего различные виды внешкольной работы: театральный и лекционный зал, библиотеки, кружки.

Общественно-педагогическое движение в Елецком уезде отразилось на возрастающей народной инициативе в развитии всех сторон в жизнедеятельности городского сообщества.

Это особенно четко прослеживается на числе созданных общественных организаций: в 1911 г. действовало 36 обществ [14]. Общества и клубы имели и политическую направленность («Народные свободы» А.А. Стаховича, «Союз Русского народа в Ельце» Д.И. Руднего), и просветительскую («Общество Елецких врачей», «Елецкий местный Комитет Российского общества Красного Креста»), и страховые общества сельскохозяйственной и трудовой помощи.

К началу XX в. выявляются и такие организационные формы общественно-педагогического движения, как просветительские организации, учительские общества взаимопомощи, отделы, содействующие развитию народного образования: «Попечительное Общество о детском для девочек Доме Трудолюбия»; «Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Елецкого городского училища»; «Общество вспомоществования беднейшим учащимся Елецкой мужской гимназии»; «Общество взаимного вспомоществования учащим и учащимся в начальных народных училищах Елецкого уезда»; «Елецкое общество образования»; «Елецкое гимнастическое общество “Якорь”»; «Славянская спортивно-гимнастическое общество “Сокол”»; «Елецкое Общество воспитания и защиты детей» (1910). Учредителями являлись представители различных сословий, званий и рода занятий [10].

С ростом грамотности и образованности всех слоев населения отмечалось увлечение чтением; книга и периодическая печать выполняли транслирующую функцию в культурно-образовательной среде Ельца.

Показательным примером этого являются следующие факты. Наряду со столичными и губернскими изданиями, в начале XX в. в Ельце издавались местные газеты: «Елецкая газета», «Голос порядка» А.К. Врангеля, «Зерно» И.А. Иванюшенкова, «Елецкий край» А.А. Стаховича, «Елецкая жизнь» М. Каминского; журнал для сельских читателей «Наше хозяйство» издавался елецким Обществом по развитию сельского хозяйства (выходил дважды в месяц до 1917 г. при поддержке елецкого уездного земства). Публиковавшиеся материалы отличались добросовестностью и широким охватом проблем местной жизни.

К 1910 г. в Ельце насчитывалось 6 типографий, которые оказывали спектр полиграфических услуг (среди них типографии З.П. Залкинда, Поволоцкого, И.М. Кочергина, И.А. Турбина) [13].

Через магазины З.П. Залкинда, И.М. Кочергина, В.Э. Пузевского, Ф.И. Юдина осуществлялась книжная торговля, что «очень полезно, даже утешительно и поселяет в душе каждого приятную надежду на скорое распространение изящной грамотности между горожанами всех сословий» [1, с. 60]. Хотя при этом беспрепятственно распространялась и низкопробная «лубочная» литература, что отрицательно сказывалось на читательских вкусах, с чем усиленно боролись представители общественно-педагогического движения.

Таким образом, общественно-педагогическое движение имело прогрессивный характер, способствовало обострению интереса общественности к проблемам народного образования, отразившегося в деятельности земства и городского управления. Инновационные тенденции проявлялись в формах и методах организации школьного дела и внешкольного образования. Огромное значение имело стремление земства привлечь учителей к живому, активному участию не только в школьном деле, но и в общественной работе.

Список литературы / Spisok literatury

На русском

  1. Елецкая быль. Краеведческий сборник. – Вып. 1. – Липецк, 1994.
  2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX –начало XX в. / Под ред. Э.П.Днепрова, С.Ф.Егорова, Ф.Г. Паначина, и др. – М., 1991.
  3. Педагогическое краеведение Липецкой области: Учебное пособие/Под ред. В.П.Кузовлева и Е.П.Белозерцева. – Елец, 2000. – Ч. 1. – 165 с. – Ч.2. – 314 с.
  4. ЕКМ ВСП-474 КН-647: Сборник статистических сведений по начальному Народному образованию в Орловской Губернии за 1899/1900 уч.г. – Орел: тип. С.А.Зайцевой, 1900 г.
  5. ЕКМ ВСП-476: Доклады Елецкой Уездной Земской Управы X очередному собранию, 1875 г. – Елец: тип. Поволоцкого, 1875.
  6. ЕКМ ВСП-477: Журналы Чрезвычайного и XXV очередного Елецкого Уездного Земских собраний за 1890 г. – Елец: тип. Поволоцкого, 1891.
  7. ЕКМ ВСП-531: Доклады комиссии по народному образованию очередному Губернскому Земскому собранию 1906 г. – Орел: тип. Зайцевой, 1906.
  8. ЕКМ ВСП-561, КН-1256: Сборник постановлений Орловского губернского земского собрания за 47 лет (1866-1912) / Сост. Н.П. Коблов. – Т.I. Народное образование. – Орел: тип. В.С. Зайцевой, 1914.
  9. ЕКМ 9765/3: Журналы экстренного и XXVIII очередного Елецкого Уездного Земского собрания 1893 г. – Елец: тип. Поволоцкого, 1894.
  10. ГАОО. Ф. 580. Оп. 1.Д. 3716: Делообутверждениичлено-учредителейЕлецкогообществавоспитанияизащитыдетей, спортивно-гимнастическогообщества «Сокол».
  11. ГАОО. Ф. 580. Оп. 1.Д. 3722: Дело о предоставлении сведений в ГУ по делам печати МВД о типографиях, книжных магазинах, лавках, библиотеках.
  12. ГАОО. Ф. 580. Оп. 1. Д. 373/0-88: Отчеты Елецкого Уездного Училищного Совета о состоянии училищ уезда за 1873 г. – Елец: тип. Поволоцкого, 1873.
  13. ГАОО. Ф. 580. Оп. 1. Д. 373/0-88: Отчеты Елецкого Уездного Училищного Совета о состоянии училищ уезда за 1879-1880 гг. – Елец: тип. Поволоцкого, 1880.
  14. ГАОО. Ф. 580. Оп. 1. Д. 3763: Уставы и списки благотворительных, профессиональных и пожарных обществ губернии.

English

  1. Eleckaya byl’.Kraevedcheskij sbornik.– Vyp. 1. – Lipeck, 1994.
  2. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoj mysli narodov SSSR.Konec XIX –nachalo XX v. / Pod red.EH.P.Dneprova, S.F.Egorova, F.G. Panachina, i dr. – M., 1991.
  3. Pedagogicheskoe kraevedenie Lipeckoj oblasti: Uchebnoe posobie/Pod red. V.P.Kuzovleva i E.P.Belozerceva. – Elec, 2000. – CH. 1. – 165 s. – CH.2. – 314 s.
  4. EKM VSP-474 KN-647: Sbornik statisticheskih svedenij po nachal’nomu Narodnomu obrazovaniyu v Orlovskoj Gubernii za 1899/1900 uch.g. – Orel: tip. S.A.Zajcevoj, 1900 g.
  5. EKM VSP-476: Doklady Eleckoj Uezdnoj Zemskoj Upravy X ocherednomu sobraniyu, 1875 g. – Elec: tip. Povolockogo, 1875.
  6. EKM VSP-477: Zhurnaly Chrezvychajnogo i XXV ocherednogo Eleckogo Uezdnogo Zemskih sobranij za 1890 g. – Elec: tip. Povolockogo, 1891.
  7. EKM VSP-531: Doklady komissii po narodnomu obrazovaniyu ocherednomu Gubernskomu Zemskomu sobraniyu 1906 g. – Orel, tip. Zajcevoj, 1906.
  8. EKM VSP-561, KN-1256: Sbornik postanovlenij Orlovskogo gubernskogo zemskogo sobraniya za 47 let (1866-1912) / Sost. N.P.Koblov. – T.I. Narodnoe obrazovanie. – Orel: tip. V.S.Zajcevoj, 1914.
  9. EKM 9765/3: Zhurnaly ehkstrennogo i XXVIII ocherednogo Eleckogo Uezdnogo Zemskogo sobraniya 1893 g. – Elec: tip. Povolockogo, 1894.
  10. GAОО f. 580 op. 1, d. 3716: Deloobutverzhdeniichleno-uchreditelejEleckogoobshchestvavospitaniyaizashchitydetej, sportivno-gimnasticheskogo obshchestva «Sokol».
  11. GAОО f. 580 op. 1, d. 3722: Delo o predostavlenii svedenij v GU po delam pechati MVD o tipografiyah, knizhnyh magazinah, lavkah, bibliotekah.
  12. GAОО f. 580. op.1, d. 373/0-88: Otchety Eleckogo Uezdnogo Uchilishchnogo Soveta o sostoyanii uchilishch uezda za 1873 g. – Elec: tip. Povolockogo, 1873.
  13. GAОО f. 580. op.1, d. 373/0-88: Otchety Eleckogo Uezdnogo Uchilishchnogo Soveta o sostoyanii uchilishch uezda za 1879-1880 gg. – Elec: tip. Povolockogo, 1880.
  14. GAОО f. 580 op. 1, d. 3763: Ustavy i spiski blagotvoritel’nyh, professional’nyh i pozharnyh obshchestv gubernii.

Оставить комментарий