«Апостол русской Америки»: святитель Иннокентий (И.Е. Вениаминов) и его миссионерская деятельность

Святитель Иннокентий (Вениаминов) на Аляске

Аннотация

Статья посвящена религиозно-просветителькой деятельности святителя Иннокентия (И.Е. Вениаминова), прозванного за свою подвижническую работу Апостолом Русской Америки, в период освоения русскими Аляски и Алеутских островов. Пристальное внимание уделяется духовной жизни коренных американцев XVIII – первой половины XIX вв. и их взаимоотношениям с русской духовной миссией в Северно-Западной Америке. Автор отмечает, что патриарх Алексий II в своей речи 11 июня 1997 г. дал высокую оценку миссионерской деятельности митрополита Иннокентия (Вениаминова), проповедовавшего православие среди различных племен и народов на Северо-Западе Америки. Святейший патриарх подчеркнул, что «православное миссионерство следовало кирилло-мефодиевской традиции бережного отношения к культурам, важной чертой которой являлось изучение местных языков с тем, чтобы переводить богослужебные книги и осуществлять церковные службы». Алексий II высоко оценил то уважительное отношение к наследию Иннокентия, которое существует сейчас в США. Благодаря деятельности И.Е. Вениаминова многие американцы приняли православие добровольно, без всякого принуждения. Эта «добровольность» для алеутов сопровождалась льготой при платеже ясака. Однако автор пишет, что «апостол Аляски» считал, что главную причину принятия христианства следует искать в характере дикарей и все другие частные причины считать недействительными.

Ключевые слова и фразы: святитель Иннокентий, Русская Америка, Алеутские острова, христианство, алеуты, православная миссия, Российско-Американская компания, русское поселение.

Annotation

«The apostle of Russian America» saint Innocent (Veniaminov I.E.) and its missionary activities.

The article is devoted to religious and enlightening activity of St. Innokentiy (Veniaminov I.E.), nicknamed for his selfless work the Apostle of Russian America in the period of colonization of Russian Alaska and the Aleutian Islands. Careful attention is paid to the spiritual life of the Native Americans XVIII — first half XIX centuries and their relations with the Russian spiritual mission in Northwest America. In his speech of 11 June 1997 Patriarch Alexy II praised the missionary activities of Metropolitan Innokenty (Veniaminov), who preached Christianity among the various tribes and peoples in the North-West of America. The Patriarch stressed that «the Orthodox mission followed the Cyril and Methodius tradition of respect for the cultures». An important feature of the Russian missionaries was the study of local languages for translation of liturgical books. Alexy II praised the respect for the heritage of Innokentiy in the United States these days. The author notes that many Americans have adopted Christianity voluntarily, thanks to Innokentiy. The author writes that «the Apostle of Alaska» believed that the main reason for the adoption of Christianity must be sought in the nature of the local people.

Key words and phrases: St. Innokentiy, Russian America, the Aleutian Islands, Christianity, Aleuts, the Orthodox mission, the Russian-American Company, a Russian settlement.

О публикации

Авторы: .
УДК 94 (798).
Опубликовано 23 декабря года в .
Количество просмотров: 59.

Колонизация русскими Северо-Запада Америки пристально изучалась как отечественными историками [1; 2;4; 5;6; 11; 13; 14; 15; 17], так и зарубежными (преимущественно американскими) [18; 19]. Однако существуют темы, которые нуждаются в дополнительном освещении, особенно вопросы, связанные с духовными и религиозными основами, повседневными практиками жизни аборигенов Аляски и Алеутских островов и приобщения их к православию в XVIII – первой половине XIX вв.

Со времени основания Российско-Американской компании (РАК) в 1799 г., которая стала управлять владениями России на крайнем Северо-Западе Америки, русские принялись активно обживать новые земли [12]. Ряд ученых полагает, что образование Российско-Американской компании принесло чуть не коренное изменение характера колонизации Аляски, которая стала «прогрессивной» и «гуманной». Однако нам представляется верной другая точка зрения, основанная на многочисленных источниках, о достаточно жестоком отношении русских к коренному населению Аляски и Алеутских островов [15; 13, с. 162–180, 181–202].

Все свидетельствовало о том, что русские пришли сюда всерьез и надолго: вводилось хлебопашество, организовывались экспедиции вглубь Аляски, были начаты промышленные разработки каменного угля, устанавливались торговые связи с североамериканцами и испанцами. Начались тесные контакты русских с местным населением, прежде всего с алеутами, взаимовлияние и взаимообогащение культур. В быт алеутов стали входить русские орудия труда, предметы быта и одежды. В свою очередь, в суровых природных условиях Алеутских островов, о. Кадъяк и близлежащих территорий русские восприняли элементы быта аборигенов: одежду из меха, вырытые в земле жилища, пищевой рацион.

Тесному сближению русских с коренным населением новых территорий способствовало введение христианства, начавшееся почти одновременно с открытием Алеутских островов. Православная церковь на Аляске с самого начала стала защитницей местного населения. Важная заслуга в этом принадлежит святителю Иннокентию (Ивану Евсеевичу Вениаминову, 1797–1879 гг.), подвижническая деятельность которого до сих пор вызывает восхищение. Его впоследствии стали называть «апостолом Аляски» [16, с. 227–228].

В 1823 г. по требованию Российско-Американской компании И.Е. Вениаминов отправился с православной миссией в Северную Америку для духовного приобщения коренного населения к христианству и распространения в их среде просвещения и образования. Десять лет (с 1824 по 1834 гг.) прожил проповедник на алеутском острове Уналашка [8]. Изначально на этом острове не было не только условий для миссионерского служения, но и элементарных условий для жизни священника и его семьи. В течение своей духовной миссии Вениаминов посещал селения своих прихожан по всей восточной цепи Алеутских островов, на Аляске, а также эскимосов более северных территорий. На острове Уналашка им была организована постройка православной церкви в честь Вознесения Господня [3, с. 101].

О свидетельствах (из источника) самого населения Уналашкинского отдела исследователь, историк И.П. Барсуков приводит следующие данные: «Паства Уналашкинской церкви была слабо подготовлена и укреплена в христианстве до прибытия к ней о. Иоанна Евсеевича Вениаминова, т.е. с 1795 по 1824 г. оставалась без священника; живущие в Уналашке только на короткое время видели священников, бывших здесь случайно; но эти священники, не имея походных церквей, не могли совершать всех таинств, «да и самый креститель Алеутов, Макарий, не имел походной церкви…». Алеуты хотя охотно и скоро приняли христианскую веру и молились Богу, как были научены; но надобно сказать по истине, что они, до времени постоянного у них пребывания священника, веровали и молились точно неведомому Богу;… Алеуты тотчас при крещении не только совершенно оставили шаманство и уничтожили все личины и маски, употреблявшиеся на игрищах и шаманствах, но даже и самые песни, которые хотя сколько-нибудь напоминали им прежнюю веру» [3, с. 28].

И.Е. Вениаминов неоднократно подчеркивал, что американцы приняли православие добровольно, без всякого принуждения [8, с. 144]. Отметим, что эта «добровольность» для алеутов сопровождалась льготой при платеже ясака. Однако Вениаминов, рассматривая данную причину, критически отмечал: «Если взять в рассуждение незначительность самого ясака, который они платили, когда хотели и чем хотели, и притом льгота платежа давалась им не навсегда, а только на 3 года; то эта причина окажется весьма недостаточной к тому, чтобы с усердием принять новую веру» [8, с. 149-150]. Тут же «апостол Аляски» приходит к выводу, что главную причину принятия христианства следует искать в характере дикарей, и все другие частные причины считать недействительными [8, с. 150].

Иннокентий (Вениаминов) самостоятельно освоил алеутский язык (знал наизусть более 200 слов), составил первую научную грамматику языка [7; 10], перевел катехизис и краткую Священную историю на алеутский язык. В 1830 г. Вениаминов упорно трудился над переводом Катехизиса, отдал его на редактирование Д. Кузякину, который неоднократно привлекался им для переводов. Однако последний тяжело заболел и скончался в 1831 г., и вторым редактором труда стал З.П. Чиченев, отец которого был русским, а мать тлинкиткой. Для апробации перевода Вениаминов вместе с Чиченевым отправились в миссионерскую поездку по Алеутским островам с чтением трех глав Катехизиса для местного населения [9]. Поездка прошла успешно, алеуты приняли Евангелие с удовлетворением.

Обратим внимание на такие черты характера И.Е. Вениаминова, как человечность, доброжелательность, трудолюбие, умение налаживать доверительные отношения с представителями местных народов, разносторонность интересов. Знание культуры и быта североамериканских коренных народов было необходимо ему для успешного распространения православия.

Так, И.Е. Вениаминов писал: «… чем более я знакомлюсь с дикими, тем более убеждаюсь, что все, так называемые дикие, гораздо-гораздо лучше весьма многих, так называемых просвещенных, в нравственном отношении» [3, с. 102].

Деятельность Святителя Иннокентия встретила полное понимание Г.И. Шелихова, по инициативе которого были открыты общедоступные школы, где алеутские дети обучались российской словесности и наукам.

В 40-х гг. XIX столетия в Ново-Архангельске на острове Ситка – столице Русской Америки – было организовано духовное училище, а с 1845 г. туда перевели с Камчатки духовную семинарию, слившуюся с этим училищем. В семинарии дополнительно к обычному курсу обучали «туземным» языкам, а также врачебному искусству.

В 1859 г. в Ново-Архангельске было учреждено и общее Российско-американское училище (для мальчиков) по программе трехклассных сибирских уездных училищ, но с добавлением некоторых предметов. Одних учеников готовили для морской службы, других – в конторщики, третьих – в духовное звание.

Значительными успехами освоения русских Аляски, Алеутских островов и всего Тихоокеанского севера считаются выдающиеся географические открытия, научные достижения, включая этнографические исследования, введение и распространение христианства, развитие ремесел, организацию школьного образования, основание первых больниц, библиотек и т.д. Восхищение современников (включая иностранцев) вызвали первые больницы (в них, в том числе, делали прививки от оспы индейцам-тлинкитам, их русское название – «колоши» в 1836 г.), библиотеки и школы, которые предназначались для обслуживания не только русских, но и других жителей колоний Российско-Американской компании (алеутов, креолов, индейцев-тлинкитов) [18, P. 7,8,196; 19, P. 130,179–180].

Согласно договору о продажи Аляски, православная церковь сохранила право продолжать свою деятельность на Аляске и после 1867 г., так же как и право владеть принадлежащими ей постройками, землями и имуществом.

К концу русского владения Аляской и Алеутскими островами русская православная миссия в Америке имела 9 церквей, 35 человек, 32 духовных лица и тысячи верующих [15, c. 23]. По ведомости 1860 г., в Русской Америке было 12007 христиан, из них русских – 784, креолов – 1676, алеутов – 4391 человек и т.д. [17, c. 238–240]. Православие стало главенствующей религией коренного населения Русской Аляски в указанный исторический период времени.

Христианство несло в себе две противоречивые тенденции в Русской Америке. Во-первых, стремление привлечь туземные народы к христианской церкви и в подчинение Российско-Американской компании, так как изначально аляскинская духовная миссия всецело находилась на материальном обеспечении РАК. Во-вторых, несомненная просветительская роль отдельных служителей православного культа, прежде всего, И.Е. Вениаминова – миссионера и выдающегося деятеля Русской Америки.

8 ноября 1838 г. срок его службы на Американской земле закончился (16 лет он провел в Русской Америке), и он вернулся в Санкт-Петербург на судне «Николай I». 29 ноября 1840 г. он принял монашеский постриг и был наречен Иннокентием. Ни один раз он еще объезжал с православной миссией Аляску и Алеутские острова. Последний раз святитель посетил Русскую Америку в 1857 г. За свою образовательную лингвистическую, историческую деятельность 12 ноября 1857 г. он был избран почетным академиком. 5 января 1868 г. И.Е. Вениаминова возвели в сан митрополита Московского и Коломенского, и он стал главой Русской Православной церкви. Как председатель православного миссионерского общества, он следил за всеми интересами и нуждами русских миссий в далеких землях, пытался удовлетворять финансовые нужды этих миссий в Америке за счет сумм Православного миссионерского общества.

В заключение отметим, что Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в своей речи 11 июня 1997 г. при открытии научно-богословской конференции «Евангелие в контексте мировой культуры» дал высокую оценку миссионерской деятельности митрополита Иннокентия (Вениаминова), проповедовавшего православие среди различных племен и народов на Северо-Западе Америки. Святейший патриарх подчеркнул, что «православное миссионерство следовало кирилло-мефодиевской традиции бережного отношения к культурам, важной чертой которой являлось изучение местных языков с тем, чтобы переводить богослужебные книги и осуществлять церковные службы» [16, c. 227]. Алексий II высоко оценил то уважительное отношение к наследию Иннокентия, которое существует сейчас в США.

Список литературы / References

На русском

  1. Алексеев А.С. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Америки. – М.: Наука, 1982. – 290 с.
  2. Альперович М.С. Россия и Новый Свет (последняя треть XVIII в.). – М.: Наука, 1993. – 240 с.
  3. Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. По его сочинениям, письмам и рассказам современников. – М.: Синодальная Типография, 1883. – 769 с.
  4. Болховитинов Н.Н. Открытие Россией Северо-Запада Америки (1732-1741). – М.: Международные отношения, 1990. – 300 с.
  5. Болховитинов Н.Н. Россия и США: Архивные документы и исторические исследования. – М.: ИНИОН, 1984. – 105 с.
  6. Болховитинов Н.Н. Становление русско-американских отношений 1775– – М.: Наука, 1966. – 639 с.
  7. Вениаминов И. Алеутский букварь. – М.: Синодальная Типография, 1836. – 48 С.
  8. Вениаминов И. Записки об островах Уналашкинского отдела. – СПб.: Типография Императорской Российской академии, 1840. Ч. 1. – 385 с.
  9. Вениаминов И. Начатки христианского учения, или Краткая Священная история и Краткий Христианский катехизис. – СПб.:Синодальная Типография, 1840. – 179 с.
  10. Вениаминов И. Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка. – СПб.: Синодальная Типография, 1846. – 241 с.
  11. Гринев А.В. Русская колонизация Аляски: некоторые тенденции советской историографии // Американские индейцы: новые факты и интерпретации. Проблемы индеанистики. – М.: Наука, 1996. – С. 15–25
  12. Доклад Комитета об устройстве русских американских колоний. – СПб: Типография Департамента внешней торговли, – Ч. 1. – 757 с.
  13. Окунь С.Б. Российско-американская компания. / Под ред. и с предисл. Е.Д. Грекова. – М.-Л.: Государственное социально-экономическое изд., 1939. – 260 с.
  14. Петров А.Ю. Российско-Американская компания: деятельность на отечественном и зарубежном рынках (1799 — 1867). / Отв. ред. акад. Н.Н. Болховитинов. – М.: Ин-т Всеобщей истории РАН, 2006. – 315 с.
  15. Русская Америка. По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев/ Отв. ред. А.Д. Дридзо, Р.В. Кинжалов. – М.: Мысль, 1994. – 373 с.
  16. Троицкая Л.М. Научно-богословская конференция в связи с 200-летием со дня рождения Митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) // Американский Ежегодник, 1997. / Отв. ред. акад. Н.Н. Болховитинов. – М.: Наука, 1997. – С. 227-230.
  17. Федорова С.Г. Русское население Аляски и Калифорнии (конец XVIII в. – 1867 г.). — М.: Наука, 1971. – 296 с.
  18. Chevigny H. Russian America. The Great Alaskan Venture, 1741– – N.Y.: Viking Press, 1965. – 274 p.
  19. Hulley C. Alaska, 1741-1953. – Portland; Oregon: Binfords and Mort, 1953. — 406 p.

English

  1. Alekseev A.S. Osvoenie russkimi lyud’mi Dal’nego Vostoka i Ameriki. (Alekseev A.S. The development of the Russian people of the Far East and America). – M.: Nauka, 1982. – 290 (in Russian).
  2. Al’perovich M.S. Rossiya i Novyi Svet (poslednyaya tret’ XVIII v.). (Alperovich M.S. Russia and the New World (the last third of the XVIII century.). – M.: Nauka, 1993. – 240 (in Russian).
  3. Barsukov I.P. Innokentii, mitropolit Moskovskii i Kolomenskii. Po ego sochineniyam, pis’mam i rasskazam sovremennikov (Barsukov I.P. Innokentiy, Metropolitan of Moscow and Kolomna. In his writings, letters and stories of contemporaries). – M.: Synodal Printing House, 1883. – 769 p. (in Russian).
  4. Bolkhovitinov N.N. Otkrytie Rossiei Severo-Zapada Ameriki (1732–1741). (Bolkhovitinov N.N. Opening the Russian North-West of America (1732-1741). – M.: International Relations, 1990. — 300 p. (in Russian).
  5. Bolkhovitinov N.N. Rossiya i SShA: Arkhivnye dokumenty i istoricheskie issledovaniya. (Bolkhovitinov N.N. Russia and the United States: Archive documents and historical research). – M.: INION, 1984. – 105 p. (in Russian).
  6. Bolkhovitinov N.N. Stanovlenie russko-amerikanskikh otnoshenii 1775-1815. (Bolkhovitinov N.N. Formation of Russian-American relations, 1775-1815). – M.: Nauka, 1966. – 639 p. (in Russian).
  7. Veniaminov I. Aleutskii bukvar’ (Veniaminov I. Aleutian primer). – M.: Synodal Printing House, 1836. – 48 p. (in Russian).
  8. Veniaminov I. Zapiski ob ostrovakh Unalashkinskogo otdela (Veniaminov I. Notes on the islands of Unalaska Department). – SPb.: Tipografiya Imperatorskoi Rossiiskoi akademii, 1840. Ch. 1. – 385 p. (in Russian).
  9. Veniaminov I. Nachatki khristianskogo ucheniya, ili Kratkaya Svyashchennaya istoriya i Kratkii Khristianskii katekhizis. (Veniaminov I. The rudiments of Christian doctrine, or Short Sacred History and a Short Christian Catechism). – SPb.: Synodal Printing House, 1840. – 179 p. (in Russian).
  10. Veniaminov I. Opyt grammatiki aleutsko-lis’evskogo yazyka. (Veniaminov I. Experience grammar Aleut-Lisowski language). – SPb.: Synodal Printing House, 1846. – 241 p. (in Russian).
  11. Grinev A.V. Russkaya kolonizatsiya Alyaski: nekotorye tendentsii sovetskoi istoriografii // Amerikanskie indeitsy: novye fakty i interpretatsii. Problemy indeanistiki (Grinyov A.V. Russian colonization of Alaska: some trends, advice historiography // Native Americans: new facts and interpretations. Problems of Indians’ history). – M.: Nauka, 1996. – 304 p. (in Russian).
  12. Doklad Komiteta ob ustroistve russkikh amerikanskikh kolonii (Report of the Committee of the Russian unit of the American colonies). – St. Petersburg: Printing Department of Foreign Trade, 1863. — Part 1. – 757 p. (in Russian).
  13. Okun’ S.B. Rossiisko-amerikanskaya kompaniya. / Pod red. i s predisl. E.D. Grekova. (Okun S.B. Russian-American Company. / Ed. and foreword by E.D. Grekov). — M. – L.: State socioeconomic edition, 1939. – 260 p. (in Russian).
  14. Petrov A.Yu. Rossiisko-Amerikanskaya kompaniya: deyatel’nost’ na otechestvennom i zarubezhnom rynkakh (1799–1867). / Otv. red. akad. N.N. Bolkhovitinov. (PetrovA.Yu. Russian-American Company: activities in the domestic and foreign markets (1799–1867). / Ed. Ed. acad. N.N. Bolkhovitinov). – M.: Institute of General History of RAS, 2006. – 315 p. (in Russian).
  15. Russkaya Amerika. Po lichnym vpechatleniyam missionerov, zemleprokhodtsev, moryakov, issledovatelei i drugikh ochevidtsev./ Otv. red. A.D. Dridzo, R.V. Kinzhalov. (Russian America. For personal impressions of missionaries, explorers, sailors, explorers and other eyewitnesses. / Exec. ed. A.D. Dridzo, R.V. Kinzhalov). – M.: Misl, 1994. – 373 p. (in Russian).
  16. Troitskaya L.M. Nauchno-bogoslovskaya konferentsiya v svyazi s 200-letiem so dnya rozhdeniya Mitropolita Moskovskogo i Kolomenskogo Innokentiya (Veniaminova) // Amerikanskii Ezhegodnik, 1997. / Otv. red. akad. N.N. Bolkhovitinov. (Troitskaya L.M. Scientific Theological Conference in connection with the 200th anniversary of the birth of Metropolitan of Moscow and Kolomna Innokentiy (Veniaminov) // American Yearbook, 1997 / Ed. by Acad. N.N. Bolkhovitinov). — M.: Nauka, 1997. – P. 227–230. (in Russian).
  17. Fedorova S.G. Russkoe naselenie Alyaski i Kalifornii (konets XVIII v. – 1867 g.). (Fedorova S.G. Russian population in Alaska and California (the end of the XVIII century – 1867). – M.: Nauka, 1971. – 296 p. (in Russian).
  18. Chevigny H. Russian America. The Great Alaskan Venture, 1741–1867. – N.Y.: Viking Press, 1965. – 274 p.
  19. Hulley C. Alaska, 1741–-1953. – Portland; Oregon: Binfords and Mort, 1953. – 406 p.

Оставить комментарий