История диалога русской православной церкви и представителей «Ассоциации восточных церквей» англиканской церкви

Англиканская церковь Святого Андрея в Москве

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению диалога Русской православной церкви и англикан в 60-е – 70-е годы XIX века. Этот период времени принято считать порой улучшения отношений православных и англикан. В 1862 году в Северной Америке был создан «Греко-русский комитет». Его целью было установление взаимоотношений с православными церквами Востока. Годом позднее в 1863 году подобный комитет был создан в Англии. Затем на его основе в 1863 году было создано «Общество восточных церквей». Деятельность этой организации получила положительный отклик в самой России. Общество издавало собственный журнал «Православно-кафолическое обозрение» («The Orthodox Catholic Review»). Главными целями ассоциации согласно его программе стало распространение в английском обществе сведений о православном мире. Инициаторами создания ассоциации стали «ветераны» Оксфордского движения Э. Пьюзи, Дж. Кибл, Г. Лиддон. В ее состав вошли духовенство и профессура – 282 человека, в том числе 16 епископов и архиепископов. Ассоциация организовывала паломничества и встречи.

На заседаниях «Ассоциации восточных церквей» в большом количестве переводилась и издавалась житийная литература и сборники православных молитв, а также был выполнен перевод и печать книги Н.В. Гоголя «Размышления о Божественной Литургии».

Деятельность «Ассоциации восточных церквей» во второй половине XIX века сыграла важную роль в становлении диалога РПЦ и Англиканской церкви. Это объединение стало продолжением деятельности представителей «Оксфордского движения», целью которого было стремление к единению православных и англикан.

Ключевые слова и фразы: Ассоциация восточных церквей, Греко-русский комитет, РПЦ, Англиканская церковь, Оксфордское движение.

Annotation

Article is devoted to consideration of dialogue of Russian Orthodox Church and Anglicans in 60-e – 70-e of the 19th century. This period of time is considered to be as time of improvement of the relations of Orthodox Christians and Anglicans. In 1862 in North America «The Greek-Russian committee» has been created. Formation of relationship with orthodox tserkva of the East was his purpose. Year later in 1863 the similar committee has been created in England. Then on his basis in 1863 «Society of the Eastern Churches» has been created. Activity of this organization has received a positive response in Russia. Society issued own magazine «Orthodox and Catholic Review» («The Orthodox Catholic Review»). Distribution in the English society of data on the orthodox world became main goals of association according to his program. Initiators of creation of association of veterans steel of the Oxford movement E. Pyyuz, J. Kibl, G. Liddon. The clergy and professorate — 282 persons, including 16 bishops and archbishops were her part. The association organized pilgrimage and a meeting.

At meetings of «Association of the Eastern Churches» in a large number zhitiyny literature and collections of orthodox prayers was translated and published, and also the translation and the printing of the book of N. V. Gogol of «Reflection about the Divine Liturgy» have been executed.

Activity of «Association of the Eastern Churches» in the second half of the 19th century has played an important role in formation of dialogue of ROC and Anglican church. This association became continuation of activity of representatives of «The Oxford movement» which purpose was an aspiration to a unification of Orthodox Christians and Anglicans.

Key words and phrases: Association of the Eastern Churches, Greek-Russian committee, ROC, Anglican church, Oxford movement.

О публикации

УДК 947.07 (093).
Опубликовано 3 октября года в .
Авторы статьи: .
Количество просмотров: 93.

Наши постоянные авторы

История диалога русской православной церкви и представителей «Ассоциации восточных церквей» англиканской церкви

The history of dialogue between the Russian orthodox church and representatives of the «Association of the Eastern churches» of the nglican church

В 60-е гг. XIX века в диалоге православных и англикан наметились положительные тенденции. Важным фактором к официальному обсуждению соприкосновения РПЦ и Англиканской церкви стало возникновение учрежденного в 1862 году на генеральной северо-американской конвенции «Греко-русского комитета» для дружественных сношений с греко-русской церковью по вопросу о взаимных отношениях между членами епископальной и православной церкви в Северной Америке.

Годом позднее в Англии в 1863 при кентерберийской конвенции был назначен свой комитет по сближению с восточною церковью. Затем была организована «Ассоциация восточной церкви». Инициаторами ее создания стали «ветераны» Оксфордского движения Э. Пьюзи, Дж. Кибл, Г. Лиддон. В ее состав вошли представители духовенства и профессура – 282 человека, в том числе 16 епископов и архиепископов (их называли попечителями): архиепископ Дублинский, епископ Оксфордский, священник С. Стратулас, греческий архимандрит Константин (Стратулас), архиепископ Белградский и митрополит Сербский. Стоит заметить, что ассоциация не охватывала всех «проправославных» англикан того времени. Их численность была на самом деле гораздо большей, а на страницах таких ведущих изданий «Высокой церкви», как «Christian Remembrancer» и «Guardian» выходили в печать материалы об отношениях с православной Церковью.

Главными целями ассоциации согласно его программе стали:

  1. Распространять в английском обществе правильные и точные сведения о состоянии и положении восточных христиан с целью улучшения их положения;
  2. Знакомить христианских братьев Востока с учением и началами Англиканской Церкви;
  3. Пользоваться всеми случаями, какие только будут представлены Божественным Промыслом, для общения с Православною Церковью, а также и для дружественного сношения с другими церквами Востока;
  4. Помогать, насколько возможно, епископам Православной Церкви в их стараниях содействовать духовному благосостоянию их восточных паств.

Ассоциация организовывала паломничества и встречи, издавала журнал «Eastern Churches News Letter». Представители православного мира с положительной стороны отнеслись к созданию в Англии «Ассоциации восточных церквей», а различные духовные журналы в центрах Православно-Восточной Церкви (Москве, Петербурге, Афинах, Смирне, Константинополе) выразили доброе и благосклонное расположение к делу [1, с. 52].

В 1864 году англиканские духовные лица и миряне сделали запрос Святейшему Синоду РПЦ об условиях принятия в общение британских христиан. Святитель Филарет в своем предложении обозначил для обсуждения 5 пунктов:

  1. Как можно достигнуть того, чтобы 39 артикулов (членов) веры 1571 г. не были препятствием для соединения церквей.
  2. Возможно ли согласовать учение американской епископальной церкви об исхождении Святого Духа с учением восточной церкви.
  3. Доказывается ли непрерывность апостольского иерархического рукоположения в американской церкви.
  4. Какое значение придает американская церковь Священному Преданию (для изъяснения Священного Писания, для церковных чинопоследований, для церковной дисциплины и т.д.).
  5. Как относится американская церковь к учению Востока о семи таинствах [2, с. 46.].

В дальнейшем в Лондоне в 1865 году по этому поводу состоялся митинг, в котором приняли участие представители Англиканской и Русской церквей. В ходе митинга были подняты вопросы по нахождению общей основы между православными и католиками для будущего единения. Митинг не носил официального характера, но привлек достаточное внимание в Европе.

На заседаниях «Ассоциации восточных церквей» в сравнительно большом количестве переводилась и издавалась житийная литература и сборники православных молитв. Самым важным и необходимым делом считалась публикация литературы, для чего был создан литературный комитет. Характерно, что первым изданием Ассоциации восточных Церквей стала работа известного историка У. Стаббса «Апостольское преемство в церкви Англии». В очередной раз англикане уверяли православных в своей приверженности апостольским традициям. Издавались произведения как англиканских, так и православных (в частности русских) авторов. Кроме того, ассоциация оказывала помощь нуждающимся православным храмам на Востоке, посылая им книги и материальную помощь [3, с. 57].

В 1864 году секретарь комитета пастор Юнг с рекомендательными письмами американских епископов был в России и встречался с Филаретом в Москве. В Петербурге митрополит Исидор (Никольский) представил Юнга Святейшему Синоду, который положительно отнесся к предложениям Юнга по расширению межцерковных контактов [4, с. 159].

Вопросами англикано-православного единения занимался и особый комитет. В отчёте о результатах этой деятельности в 1867 г. Комитет выражал надежду на успех и в ответ на опасения, пояснял, что православие и англиканство – две равные по чистоте ветви единой церкви и целью является не их слияние или изменение, а «взаимное признание», и что церкви, обладающие истинным епископатом, таинствами и верой, должны после единения «принимать друг друга в полное общение в молитвах и таинствах», не порывая «с собственною церковью».

В феврале, встречаясь с членами Ассоциации восточной церкви, князь Орлов заверил их, что в России с радостью воспринимают их попытки к сближению. Посетивший в 1867 г. Россию оксфордский богослов Г. Лиддон восхищался, что чувство «присутствия Бога пронизывает русскую жизнь».

В 1867 г. на первой конференции в Ламбетском дворце архиепископа Кентерберийского была создана всемирная англиканская община. С этого момента Ламбетские конференции собирались регулярно примерно раз в 10 лет. На первой конференции Англиканского содружества в 1868 г. обсуждался вопрос о соединении с православной церковью. В догматических дискуссиях участники апеллировали к авторитету Вселенских Соборов. Препятствием к общению в таинствах православные называли «39-и членный символ» англиканства. Англиканские организации сразу признали «символ» частным мнением. В 1868 г. от Ассоциации восточной церкви было подготовлено не отосланное прошение Синоду с предложением литургического общения при сохранении обрядов. В 1869 г. несколько англикан из Бирмингема получили благословение Синода на создание православной общины в Вулвергемптоне [5, с 152].

Выдающаяся роль в ознакомлении англикан с РПЦ принадлежит прот. Евгению Попову, который почти 30 лет был настоятелем русской церкви в Лондоне, перевел на русский язык все сочинения англикан о воссоединении с православными и написал не потерявший актуальность труд «Начатки движения в англиканской церкви к соединению с восточною».

В 1870 году Англию посетил греческий иерарх Ликург, архиепископ Сиры и Тиноса. Это посещение вызвало широкий отклик в английской, русской и греческой печати. 4 февраля 1870 года состоялась конференция между архиепископом Ликургом и учеными членами англиканского духовенства, на которой обсуждались разности в вероучении и церковной практике Англиканской и Православной церквей.

Конференция оставила наилучшее впечатление у собеседников, и архиепископ Ликург перед отъездом из Англии написал письмо архиепископу Кентерберийскому, в котором торжественно заверял, что он будет «до истощения сил, содействовать соглашению церквей». И действительно в своем отчете Священному Синоду Греции о поездке архиепископ уверяет, что единение между этими церквами вполне возможно.

Помимо отчета, архиепископ Ликург вел устные беседы по затронутому вопросу с патриархами Константинопольским и Иерусалимским и многими греческими иерархами. Результатами бесед было то, что восточные патриархи написали архиепископу Кентерберийскому сочувственные послания, в которых выражали самое горячее желание дальнейшего сближения церквей.

До 1874 года происходили оживленные сношения между пастырями обеих церквей; в этом же году «комитет» был закрыт и среди англикан усилились симпатии к старокатоликам. Официальные сношения по вопросу о соединении церквей прекратились, т. к. англичане главным образом обращали внимание на чисто формальную сторону дела; православное же духовенство, видя различие в вере, не могло игнорировать этого.

Накануне войны «Общество ревнителей» и существовавшая прежде «Ассоциация Восточных церквей» слились в «Ассоциацию Англиканской и Восточных церквей».

Подводя итог, стоит отметить важность деятельности «Ассоциации восточных церквей» для развития диалога РПЦ и Англиканской церкви. На протяжении более чем 15 лет представители ассоциации стремились развивать положительные тенденции в диалоге православных и англикан. Только изменения во внешней политике смогли уменьшить контакты РПЦ и Англиканской церкви. Однако это не стало завершением диалога о единении. Напротив, «Ассоциация восточных церквей» подготовило новую площадку для построения диалога православных и англикан.

Список литературы / Spisok literatury

На русском

  1. Иванов А., доцент Московской духовной Академии. Из истории взаимоотношений Англиканской и Православной церквей // ЖМНП. – 1954. – № 11.
  2. Соловьёва Т. Англиканская и православная церкви в XIX в. // Поиски единства: Сб. – М., 1997.
  3. Филонов В.И. Идея всеединства В.С. Соловьева // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2011. – № 3 (17).
  4. Ливцов В.А. Экуменическое движение и Русская православная церковь в контексте государственной конфессиональной политики России с середины XIX в. По начало XXI в. Научная монография. – Орел: Издательство ОФ РАНХИГС, 2015.
  5. Там же.

English

  1. Ivanov A., docent Moskovskoj duxovnoj Akademii. Iz istorii vzaimootnoshenij Anglikanskoj I Pravoslavnoj cerkvej // ZhMNP. – 1954. – № 11.
  2. Solov’jova T. Anglikanskaja i pravoslavnaja cerkvi v XIX v. // Poiski edinstva: Sb. – M., 1997.
  3. Filonov V.I. Ideja vseedinstva V.S. Solov’eva. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Novye gumanitarnye issledovanija. – 2011. – № 3 (17).
  4. Livcov V.A. Jekumenicheskoe dvizhenie i Russkaja pravoslavnaja cerkov’ v kontekste gosudarstvennoj konfessional’noj politiki Rossii s serediny XIX v. Po nachalo XXI v. Nauchnaja monografija. – Orel: Izdatel’stvo OF RANHIGS, 2015.
  5. Tam zhe.

Оставить комментарий