Д.Н. Логофет — исследователь Восточной Бухары

В древнем городе в Средней Азии

Аннотация

Статья посвящена Д.Н. Логофету, уроженцу Елецкого уезда, который служил в конце XIX — начале XX в. на бухарско-афганской границе. Во время инспекционных поездок он обнаружил и описал серию археологических памятников, сведения о которых важны для археологов, работающих в наши дни на юге Средней Азии. В статье автором даётся идентификация сведений, сообщённых Д.Н. Логофетом об археологических памятниках Восточной Бухары. Д.Н. Логофет относился к числу образованных русских офицеров, которые, помимо выполнения своих служебных обязанностей, интересовались историей посещаемых ими мест, оставили ценные сведения об археологических памятниках, которые пригодились современным исследователям. Во время своих экспедиционных поездок он, видимо, собирал древние монеты. Именно этим можно объяснить тот факт, что в Елецком краеведческом музее хранятся две парфянские монеты (Митри- дат II и Митридат IV), греко-бактрийская монета Антимаха и тетрадрахма Александра Македонского (монеты определены Э.В. Ртвеладзе в 2010 г., во время посещения им г. Ельца). Такое сочетание монетных находок характерно именно для археологических памятников тех мест, которые в своё время посетил Д.Н. Логофет. Хотя некоторые современники относились скептически к исто-рическим изысканиям Д.Н. Логофета, большинство из них подтверждаются в наши дни археологами.

Ключевые слова и фразы: Д.Н. Логофет, Восточная Бухара, археологические памятники.

Annotation

The article tells about D.N. Logofet, who was born in Elets uyezd and served at Bukhara-Afghanistan border in the late 19th — early 20th century. During his inspection trips he discovered and described a series of archaeological monuments, the information of them is important for archaeological working now in the south of Central Asia. In the article the author gives identification of the information reported by

D.N. Logofet about archaeological monuments of East Bukhara. D.N. Logothet was among educated Russian officers, who, besides performing his official duties, was interested in the history of the places they visit, left valuable information about archaeological sites that are useful to modern researchers. During his expeditions he apparently collected ancient coins. This may explain the fact that in Yelets local history Museum there are two Parthian coins (Mithridates Mithridates II and IV), Greco-Bactrian coin of Antimage and a tetradrachm of Alexander the great (coins identified by
E.V. Rtveladze in 2010, during the visit to them of Yelets). This combination of coin finds is typical, i.e., archaeological sites of those places that once visited D.N. Logothet. Although some contemporaries skeptical of historical research Logothet, most of them are confirmed in our days by archaeologists.

Key words and phrases: D.N. Logofet, East Bukhara, archaeological monuments.

О публикации

УДК 902
Опубликовано 29 сентября года в .
Авторы работы: .

Ознакомиться с авторами подробнее

Д.Н. Логофет — исследователь Восточной Бухары

D.N. Logofet – explorer of Eastern Bukhara

В 1867 г. на завоёванной Россией территории Средней Азии было образовано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в г. Ташкенте. Южные среднеазиатские регионы отошли к Бухарскому ханству (Восточной Бухаре), находившемуся под протекторатом России. В пределы Восточной Бухары центральные и туркестанские власти организовали несколько экспедиций для её изучения. Необходимость этого была вызвана и сложными политическими взаимоотношениями между Россией и Англией, возникшими из-за раздела сфер влияния между ними в регионе. На бухарско-афганской границе действовали погранзаставы, контролировавшиеся русским пограничниками. Одним из них был Д.Н. Логофет.

Судя по анкетным данным, он родился 12 марта 1865 г. в деревне Гурьевке Елецкого уезда Орловской губернии. В публикациях, посвящённых Д.Н. Логофету, местом его рождения называется и село Польское, расположенное километрах в восьми южнее Гурьевки [14, с. 603-604]. Однако в селе Польском жил, видимо, родственник Д.Н. Логофета. Происходил он из дворянского рода. Его отец, Н.Б. Логофет, был прогрессивным человеком — он освободил своих крестьян ещё до отмены крепостного права, состоял в переписке с К.Ф. Рылеевым и А.И. Герценом. Далёкие предки семьи Логофетов происходили, видимо, из Византии. Согласно православному энциклопедическому словарю, «логофет — название одной из церковных должностей в константинопольской церкви. В его обязанности входило хранение патриаршей печати, заведование патриаршей канцелярией и её архивом; на нём лежала также отчётность. Он часто состоял членом патриаршего суда. Великий Логофет был вроде канцлера великой церкви» [12, с. 1533-1534].

Всю свою жизнь Д.Н. Логофет посвятил военной службе. Он окончил Орловский кадетский корпус, затем Киевское пехотное юнкерское училище 2-го разряда, два года был вольнослушателем на юридическом факультете Московского университета.

Логофет Дмитрий Николаевич

Так как Д.Н. Логофету предстояло нести службу в Средней Азии, он закончил курсы восточных языков в Санкт-Петербургском археологическом институте [13]. Это дало ему возможность общаться с местным населением без переводчиков.

В 1882 г. началась его служба на бухарско-афганской границе в должности командира отдельной Амударьинской бригады. С 1902 г. Д.Н. Логофет служил штабным офицером для поручений при 7-м пограничном округе. В 1909 г. он имел уже чин полковника и награды: ордена Св. Станислава 2-й степени (1900 г.), Св. Станислава 3-й степени (1904 г.), Св. Анны 2-й степени (1903 г.), Св. Анны 3-й степени (1907 г.), Св. Владимира 4-й степени (1907 г.). За заслуги в изучении истории и этнографии Восточной Бухары Д.Н. Логофет был избран членом Туркестанского Отделения Императорского Русского Географического Общества и числился в его списках к марту 1915 г. [16].

В годы первой мировой войны Д.Н. Логофет являлся председателем Пинской эвакуационной комиссии Рава-Русского эвакуационного пункта ЮгоЗападного фронта. В 1915 г. он вернулся к охране государственной границы, командовал Таурагентским пограничным полком. В 1917 г. его отчислили по болезни в резерв при штабе Одесского военного округа.
После революции опыт пограничной службы Д.Н. Логофета пригодился. В 1918 г. его мобилизовали в армию в качестве старшего инспектора и помощника Главного управления пограничной службы — погранвойск. В 1919-1922 гг. он руководил кавалерийскими курсами, был начальником Московской кавалерийской школы и членом Совета Главного управления коневодства. По его приглашению на этих курсах лекции по теории езды и выездке лошадей читал герой первой мировой войны генерал А.А. Брусилов. По его мнению, Д.Н. Логофет был «прекрасным человеком, глубоко образованным, талантливым военным писателем, бесконечно добрым человеком» [4, с. 376]. Д.Н. Логофет умер в 1922 г. от сыпного тифа.

Совершая инспекционные поездки вдоль бухарско-афганской границы, он обнаружил и описал серию археологических памятников, которые не все сохранились до наших дней или же были разрушены частично во время хозяйственных работ. Двигаясь из Термеза вдоль границы, Д.Н. Логофет достиг пограничного поста Тахти Кубод. При осмотре горного склона он обнаружил древние захоронения, а «на одной из скал с совершенно ровной поверхностью виднеется несколько строк, написанных гвоздевидными письменами, полузакрытых мхом и уже начинающих выкрашиваться» [10, с. 55]. У впадения реки Вахш в Пяндж Д.Н. Логофет осмотрел развалины Вахшской крепости, «которая теперь имеет вид беспорядочно набросанных груд белого известкового камня». В данном случае речь идёт о городище Тахти Сангин (Каменное городище), во время раскопок которого в 70 — 80-е годы XX в. был обнаружен зороастрийский храм с богатыми подношениями верующих [7].

В долине реки Пяндж, у селения Сарая (нынешний райцентр Пяндж), Д.Н. Логофет осмотрел Файзабадкалу — развалины древнего поселения, привлекшие внимание и других русских исследователей обилием археологических находок, выпавших из многометровой толщи культурных слоёв. На высокой речной террасе, выше Сарая, Д.Н. Логофет обнаружил курганный могильник, принадлежавший, по его мнению, «скифопарфянским племенам, который ожидает исследователя» [10, с. 87-94]. Этим исследователем стал А.Л. Абдуллаев, который в ходе раскопок в 70 — 80-е годы XX в. выяснил, что погребения принадлежат ранним тюркам, переселившимся в Тохаристан в VI в. [1, с. 310-324; 2, с. 267-282].

В долине реки Кизилсу Д.Н. Логофет отметил наличие «целого ряда развалин крепостей», в частности, Саятскую крепость, и оставил довольно подробное описание последней: «Массивные стены, аршин в 15 вышины, тянулись по сторонам квадратного двора и оканчивались по всем углам огромными и очень высокими башнями. В прошлом году… Пяндж смыл очень быстро весь холм и скала обрушилась, бесследно исчезнув в водах Пянджа» [10, с. 134].

В данном случае речь идёт о цитадели одного из крупных городов средневекового Хутталя, раскопки его в 70-80-х годах XX в. проводила Э. Гулямова [5, с. 202-210; 6, с. 385-403]. Информация Д.Н. Логофета позволяет реконструировать структуру памятника.

Не доезжая до Куляба, Д.Н. Логофет обнаружил «остатки огромного города». Здесь «площадь в несколько квадратных вёрст, покрытая развалинами, тянется широкою полосой, начинаясь почти от самого берега реки. Остатки стен и груды хорошо обожжённого кирпича в форме больших четырёхугольных плит» [9]. Вероятно, Д.Н. Логофет имел в виду развалины Хульбука, столицы Хутталя…

Он посетил и г. Куляб, при его осмотре решив, что «город… возник ещё во времена, предшествовавшие христианской эре…». На такую мысль его натолкнул вид старого города и развалины крепости. Д.Н. Логофет отметил, что в городе «встречается самое большое количество бактрийских монет, русских монет Великокняжеского периода и различных вещей, относящихся к самым древним эпохам» [10, с. 190]. Особенно интересен факт находки русских монет. Его отмечал и современный исследователь истории Куляба Ш. Юсупов. Он предположил, что они принадлежали староверам, переселившимся сюда из России во время гонений на них.

Двигаясь со стороны Самарканда в долину Сурхандарьи, около Дербентской почтовой станции, на выходе из ущелья в долину, Д.Н. Логофет обнаружил небольшую древнюю крепость [11, с. 85]. Достигнув Термеза, он отметил «груды жжёного кирпича, осколки посуды, которые покрывали окрестности на далёкое расстояние» [11, с. 152-157]. К северу от Термеза, на берегу реки Сурхандарьи, Д.Н. Логофет осмотрел древние развалины, которые отождествил с главным городом владения Саганиана [11, с. 169]. Скорее всего, это было городище Будрач, которое современные исследователи отождествляют со столицей владения ранне-средневекового и средневекового периодов.

Двигаясь дальше на север, Д.Н. Логофет попал в пределы нынешнего Таджикистана. В Хисарской долине его внимание привлекла крепость — резиденция местного бека (правителя), которая возвышалась на холме «более чем на 50 саженей» [11, с. 236-237]. Побывал путешественник и в Каратаге, где осмотрел «обширную древнюю крепость» [11, с. 259].

Продолжая инспекционную поездку, Д.Н. Логофет приехал в Вахшскую долину, посетил г. Курган-Тюбе, в котором сохранились глинобитные полуразрушенные стены старинной бухарской крепости [11, с. 275]. В центре Вахшской долины, на берегу реки Вахш, он осмотрел развалины городища Лягман и отнёс его к «числу городов дохристианской эры, столице страны Хотель [11, с. 277]. Его догадка была близка к истине: позже, когда город начали изучать археологи, он был отождествлён со столицей области Вахш, входившей в средние века в состав Хутталя [3, с. 109-127; 8, с. 148-203]. Двигаясь вниз по течению реки Вахш, Д.Н. Логофет обнаружил несколько археологических памятников: Таштепа, Ханкалу, Утенкалу, Хантюбе [11, с. 278-281]. При этом он констатировал, что «все следы были погребены под землёю, ожидая археолога для исследования и раскопок». Д.Н. Логофет побывал и в Бальджуане, где осмотрел бекскую крепость [11, с. 299].

Путешественник, кроме описания археологических памятников, собирал легенды, предания о них, сохранившиеся у местного населения. Он с сочувствием относился к жителям Восточной Бухары, подвергавшимся жестокой эксплуатации со стороны эмирских чиновников. Свои впечатления об увиденном Д.Н. Логофет описал в книгах «Страна бесправия — Бухарское ханство» и «Бухарское ханство под русским протекторатом». Эти книги в пику России были переведены на английский язык и изданы в Англии. Об этом узнал бухарский эмир, после чего разразился скандал. По настоянию Министерства иностранных дел Д.Н. Логофет был подвергнут аресту на 121 сутки. Лишь по ходатайству туркестанского генерал- губернатора, генерал-адъютанта П.И. Мищенко, дело против него было прекращено с объявлением ему Высочайшего выговора.

Д.Н. Логофет относился к числу образованных русских офицеров, которые, помимо выполнения своих служебных обязанностей, интересовались историей посещаемых ими мест, оставили ценные сведения об археологических памятниках, которые пригодились современным исследователям. Во время своих экспедиционных поездок он, видимо, собирал древние монеты. Именно этим можно объяснить тот факт, что в Елецком краеведческом музее хранятся две парфянские монеты (Митридат II и Митридат IV), греко-бактрийская монета Антимаха и тетрадрахма Александра Македонского (монеты определены Э.В. Ртвеладзе в 2010 г., во время посещения им г. Ельца). Такое сочетание монетных находок характерно именно для археологических памятников тех мест, которые в своё время посетил Д.Н. Логофет. Хотя некоторые современники относились скептически к историческим изысканиям Д.Н. Логофета, большинство из них подтверждаются в наши дни археологами.

Список литературы / Spisok literatury

На русском

  1. Абдуллаев А.Л. Отчёт о работе Пянджского отряда за 1981 г. // Археологические работы в Таджикистане. Вып. XXI (1981 г.). — Душанбе: Дониш, 1988.
  2. Абдуллаев А.Л. Работы Пянджского отряда в 1982 г. // Археологические работы в Таджикистане. Вып. XXII (1982 г.). — Душанбе: Дониш, 1990.
  3. Беленицкий А.М. Историко-географический очерк Хутталя с древнейших времён до Xв. н.э. // Материалы и исследования по археологии СССР. — № 15. — М. — Л.: Наука, 1950.
  4. Брусилов А.А. Мои воспоминания. — Минск: Харвест, 2003.
  5. Гулямова Э. Раскопки на городище Сайед в 1980 г. // Археологические работы в Таджикистане. — Вып. XX (1980 г.). — Душанбе: Дониш, 1987.
  6. Гулямова Э. Раскопки на городище Сайед и Манзара в 1981 г. // Археологические работы в Таджикистане. — Вып. XXI (1981 г.). — Душанбе: Дониш, 1988.
  7. Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. Эллинистический храм Окса. — Т. 1. — М.: Восточная литература, 2000.
  8. Литвинский Б.А., Соловьёв В.С. Средневековая культура Тохаристана. В свете раскопок в Вахшской долине. — М.: Восточная литература. 1985.
  9. Логофет Д.Н. Кулябское бекство // Туркестанские ведомости /газета. — 1905. — 27 июля (9 августа).
  10. Логофет Д.Н. На границах Средней Азии. Кн. III: Бухарско-афганская граница. — СПб., 1909.
  11. Логофет Д.Н. В горах и на равнинах Бухары. — СПб., 1913.
  12. Православный богословский энциклопедический словарь. — Т. II. Репринтное издание. — М., 1932.
  13. Рукописный фонд Российской национальной библиотеки. Дело № 423.
  14. Русская интеллигенция. Автобиографии и биобиблиографические документы в собрании С.А. Венгерова. — Т. 1. — СПб., 2001.
  15. Соловьёв В.С. У истоков археологии Таджикистана (1813-1917). — Елец: Изд-во Елецкого университета, 2005.
  16. Центральный Государственный архив Республики Узбекистан. Фонд 224. Опись 1. Ед. хр. 194. Л.14.

English

  1. Abdullaev A.L. Otchet o rabote Pianjskogo otrjada za 1981 g. // Archeolog- icheskie raboti v Tadzikistane. Vip. XXI (1981 g.). — Dushanbe: Donish, 1988.
  2. Abdullaev A.L. Raboti Pianjskogo otrjada v 1982 g. // Archeologicheskie raboti v Tadzikistane. — Vip. XXII (1982 g.). — Dushanbe: Donish, 1990.
  3. Belenickij A.M. Istoriko-geograficheskij ocherk Huttalja s drevneichih vremen do X v. n.e. // Materiali i issledovanija po archeologii SSSR. — № 15. — M. — L.: Nauka, 1950.
  4. Brusilov A.A. Moi vospominanija. — Minsk: Harvest, 2003.
  5. Guljamova E. Raskopki na gorodishe Saied v 1980 g. // Archeologicheskie raboti v Tadzikistane. — Vip. XX (1980 g.). — Dushanbe: Donish, 1987.
  6. Guljamova E. Raskopki na gorodishe Saied i Mansara v 1981 g. // Archeologicheskie raboti v Tadzikistane. — Vip. XXI (1981 g.). — Dushanbe: Donish, 1988.
  7. Litvinskij B.A., Picikian I.R. Ellinisticheskij hram Oksa. — T. 1. — M.: Vos- tochnaja literatura, 2000.
  8. LitvinskijB.A., Solov’evV.S. Srednevekovajakul’turaTokharistana. V svete raskopok v Vahshskoi doline. — M.: Vostochnaja literatura, 1985.
  9. Logofet D.N. Kuljabskoe bekstvo // Turkestanskie vedomosti. — 1905. — 27 iulja (9 avgusta).
  10. Logofet D.N. Na granicah Sredneji Asii. Kn. III: Buharsko-afganskaja grani- ca. — SPb., 1909.
  11. Logofet D.N. V gorah i na ravninah Buhari. — SPb., 1913.
  12. Pravoslavnijbogoslovskijenciklopedicheskijslovar. — T. II. Reprintnoe is- danie. — M., 1932.
  13. Rukopisnyi fond Rossijskoi nacionalnoi biblioteki.Delo № 423.
  14. Russkaja intelligencija.Avtobiografii i biobibliograficeskie dokumenti v so- branii S.A. Vengerova. — T. 1. — SPb., 2001.
  15. Solov’ev V.S. U istokov archeologii Tadzikistana (1813-1917 gg.).Isd-vo Eletskogo universiteta, 2005.
  16. Central’nyi Gosudarstvennyi arhiv Respubliki Uzbekistan.Fond 224.Opis 1.Ed. hr. 194.L.14.