Некоторые аспекты формирования советской системы местного самоуправления в первой половине XX века (на примере г. Владикавказ)

Герб Советского Союза на реставрации (архивный снимок)

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования советской системы местного самоуправления в первой половине XX века. Она в корне отличалась от других прежде всего тем, что, в сущности, отрицала местное самоуправление, а управление местными делами возлагала на органы государственной власти на местах, хотя они также могли избираться местным населением, как и органы местного самоуправления (на примере г. Владикавказ).

Органы государственной власти в лице Советов и исполнительных комитетов на местном уровне имели права на решения вопросов местной жизни, исполняли обязанности, несли ответственность в случае их невыполнения, а следовательно, обладали правовым статусом, аналогичным статусу современных органов местного самоуправления. Хотя первый период характеризуется поддержкой и содействием всем видам кооперации, появляются разнообразные проекты городского благоустройства и градостроительства. Этому способствовала новая экономическая политика, получившая свое начало с весны 1921 г., когда во Владикавказе, как и во всей стране, началось активное внедрение частного капитала в экономическую жизнь. Исходя из кризисной ситуации на рынке потребительских услуг, предпочтение частного капитала было определено торгово-предпринимательской деятельностью в связи с ее высокой прибыльностью, быстрой оборачиваемостью вложенных средств и многообразием возможностей ухода от финансового контроля.

Аннотация, ключевые слова и фразы: местное самоуправление, городская управа, общественное управление, городовое положение, Городская Дума.

Annotation

The article discusses the features of the formation of the Soviet system of local government in the first half of the XX century. It was mainly different from the others because in fact it denied local government and the management of local affairs was entrusted to the public authorities in the provinces, although they could also be elected by the local population such as local governments (on the example of town Vladikavkaz).

The author shows that the Soviet «socialist» system of governance is fundamentally different from the others, mainly because it is, in fact, denied local government, and the management of local Affairs was entrusted to the public authorities in the field, although they could also be elected by the local population and the local authorities. The public authorities in the face of the Boards and Executive committees at the local level had the right to address issues of local life, performed the duties, was responsible in case of non-compliance, and, therefore, had a legal status similar to modern local government.

Annotation, key words and phrases: local government, city government, public administration, city regulations, the City Duma.

О публикации

УДК 94 (470).
Опубликовано 16 мая года в .
Авторы работы: .

Ознакомиться с авторами подробнее

Некоторые аспекты формирования советской системы местного самоуправления в первой половине XX века (на примере г. Владикавказ)

(Some aspects of the formation of the soviet system of local government in the first half of the twentieth century (for example Vladikavkaz-city))

Существенные изменения в формировании в нашей стране системы органов власти и ее структуры в первой половине XX века внесла Октябрьская революция.

Как во всей России, так и во Владикавказе ситуация усугублялась начавшейся Гражданской войной. К концу 1917 г. стало очевидным, что существующие Советы, которые в известной степени обладали элементами независимости и самостоятельности, вступали в противоречие с местной централизацией государственных органов. Это объяснялось тем, что в основу организации местного самоуправления были положены принципы полновластия Советов и их единства как органов государственной власти.

Первое сообщение об организации Владикавказского Совета рабочих депутатов появилось в газете «Терек» от 11 марта 1917 г. [5].

Ближайшими задачами Совета являлись: полное сплочение революционных сил пролетариата; приведение в жизнь революционным порядком рабочей программы; координация действий рабочего класса с организациями других классов; осуществление революционного самоуправления в стране; охрана завоеванных народом свобод.

Позднее, 12 мая 1917 г. в Ольгинской гимназии состоялось первое объединенное заседание Совета солдатских и рабочих депутатов, на котором открытым голосованием был избран исполнительный комитет Владикавказского Совета рабочих и солдатских депутатов.

На состоявшихся в июне 1917 г. выборах во Владикавказскую городскую думу городское самоуправление целиком передано в руки социалистов.

25 октября 1917 г. в Совете рабочих и солдатских депутатов состоялось чрезвычайное собрание революционных организаций и социалистических партий. Собрание было созвано в связи с революционными событиями в Петрограде.

27 декабря 1917 г. декретом Совета народных комиссаров был распущен Земский Союз. К весне 1918 г. завершилась ликвидация всех земских и городских органов местного самоуправления.

С этого времени наступил советский период местного самоуправления. Исходя из острой необходимости в наведении порядка после хаоса гражданской войны, полномочия Советов этого периода распространялись практически на все сферы жизнедеятельности города.

По социальной сфере необходимо было обеспечить нужды населения, прежде всего рабочего класса:решать различные вопросы по охране труда, регулировать вопросы заработной платы, решать жилищные проблемы, выстраивать отношения с профсоюзами.

В сфере здравоохранения необходимо было осуществить мероприятия в области гигиены и санитарии по профилактике инфекционных болезней, захлестнувших город. Осуществлялся переход на бесплатное медицинское обслуживание [3, с. 218].

В отрасли просвещения применялись первоочередные меры по созданию новых школ и дошкольных учреждений, принимались меры по изданию новых учебников и учебных пособий, реорганизовывались гимназии и реальные училища, применялись меры по ликвидации неграмотности.

В сфере культурно-просветительской деятельности особое внимание уделялось открытию новых библиотек.

С осени 1924 г. началась основная самостоятельная хозяйственная деятельность Совета в связи с выделением самостоятельного городского бюджета. Основными статьями дохода являлись вновь восстановленные налоги, плата за жилье и другие коммунальные налоги.

В 1925 г. было принято положение о городском Совете, где функции Совета представлялись в роли «высшего органа власти и в пределах своей компетенции». Принимаемые меры дали возможность интенсивного роста по основным направлениям деятельности города.

Отчет Владикавказского городского Совета о культурном и хозяйственно-экономическом развитии г. Владикавказ за 1925-1928 гг. наглядно это демонстрирует, что расходы на народное образование выросли на 74% [4, с. 17]. Горсовет ставил своей обязательной задачей охватить начальным обучением – группами первой ступени – всех детей соответствующего возраста, плата за обучение была отменена.

Здравоохранение. На 1926-1927 гг. бюджетный год по местному бюджету выделено было 270000 руб., а в 1927-1928 бюджетном году – 389000 руб., из которых на ремонт и новое строительство отпущено 93750 руб. [4, с. 19].

Бюджет коммунального хозяйства в 1926-1927 гг. выражался в приходной части 790000 руб. и в расходной 450000 руб., а в 1927-1928 гг. в приходной части 780000 руб. и в расходной 640000 руб [4, с. 21].

Таким образом, в этот период в расходной части имеется значительное увеличение средств, главные суммы которых идут на хозяйственное коммунальное строительство и капитальный ремонт.

Торговля. Обороты торгующих организаций вели к росту государственной и кооперативной торговли и сокращению частного сектора. В целом, к 1930 г. городское хозяйство вышло на уровень 1913 г. Деятельность Совета играла более или менее самостоятельную роль, несмотря на сохранение жесткого политического контроля со стороны правящей партии.

Этот период характеризуется поддержкой и содействием всем видам кооперации, появляются разнообразные проекты городского благоустройства и градостроительства. Этому способствовала новая экономическая политика, получившая свое начало с весны 1921 г., когда во Владикавказе, как и во всей стране, началось активное внедрение частного капитала в экономическую жизнь. Исходя из кризисной ситуации на рынке потребительских услуг, предпочтение частного капитала было определено торгово-предпринимательской деятельностью в связи с ее высокой прибыльностью, быстрой оборачиваемостью вложенных средств и многообразием возможностей ухода от финансового контроля [2, с. 79].

Во многом это было обусловлено городскими традициями, поскольку целые этнические группы до революции были связаны с этой сферой деятельности и имели профессиональные навыки. Армянская, персидская, еврейская общины были в основном связаны с торговлей, сохранили значительные объемы торговой инфраструктуры. Общественный сектор был очень слабым для них конкурентом, а в послереволюционный период власть не смогла сформировать сколько-либо способную муниципальную или государственную сферу услуг.

К концу 1925 г. розничный оборот частной торговли во Владикавказе составил более 7,6 млн. рублей, в то время как в общественном секторе чуть более 2,0 млн. рублей [1, с. 198]. И это несмотря на предпринимаемое с 1924 г. ужесточение ценовой, налоговой и кредитной политики для частной торговли. Последующая легализация методов экономического регулирования позволила к 1926 году вырасти розничным оборотам частной торговли более чем в два раза.

С переходом к НЭПу были приняты и соответствующие меры по упорядочению системы местных финансов. В 1921 г. вышли ряд декретов и постановлений:

  • декрет о платности коммунальных услуг;
  • постановление ВЦИК от 10 октября 1921 г. «О мерах к упорядочению государственного хозяйства», в котором, в частности, отмечалась необходимость объединения государственных и местных финансов;
  • декрет о местных налогах и сборах от 10 октября 1921 г.;
  • постановление ВЦИК и СНК о перечне доходов, подлежащих отчислению на местный уровень и т.п.

Доходы местных бюджетов в этот период состояли из следующих источников:

  • доходы неналогового характера от различного рода имуществ и предприятий, переданных городам и территориям;
  • отчисления от общегосударственных налоговых источников и надбавки к ним;
  • специальные местные налоги и сборы.

Расходы местных бюджетов распределялись по следующим основным направлениям:

  • содержание городских Советов, городских исполнительных комитетов и их отделов, президиумов;
  • содержание городских народных судов, участковых народных следователей, оплата заседаний, свидетелей, экспертов;
  • охрана общественного порядка;
  • коммунальное хозяйство;
  • народное образование;
  • культурно-просветительские услуги;
  • здравоохранение;
  • финансирование учреждений социального обеспечения;
  • содержание ветеринарных заведений.

Кроме перечисленных расходов, местные органы власти имели право включать в расходную часть своего бюджета непредвиденные ассигнования, но в размере не более 3% общей суммы расходов местного бюджета. Подлежали обязательному отнесению на местный бюджет платежи по погашению займов, а также уплате процентов по ним.

Невозможность сбалансировать местные бюджеты посредством закрепленных за ними традиционных источников, обусловливала необходимость поиска путей расширения доходной базы местных бюджетов.

В 1930 г. ликвидируются отделы коммунального хозяйства местных Советов. Но в 1933 г. по новому Положению о городском Совете они вновь становятся проводниками диктатуры пролетариата и представителями центральной власти на местах.

По Конституции СССР 1936 г. Советы рабочих и крестьянских депутатов переименованы в Советы депутатов трудящихся.

Местные Советы провозглашались особенными органами управления на территории и им предписывалось решать основные вопросы хозяйственного и социально-экономического и культурного строительства. Однако в условиях сформировавшегося к 1937 г. уровня управления на первый план вышли партийные комитеты, которые отделили местные Советы и их исполнительные органы от реальной власти и норм демократии.

В то же время в практике местного самоуправления появился новый опыт участия депутатов Советов в практической работе через формируемые постоянные комиссии. Все решения, связанные с жизнедеятельностью города, реально принимались областным и городским комитетам партии и потом дублировались в решениях сессий горсовета и его исполкома. Существенное влияние на состояние органов местного самоуправления и их дальнейшее развитие оказала Великая Отечественная война.

Повсеместно, в том числе в городе Владикавказ, реальная власть сосредоточилась в руках Владикавказского (Орджоникидзевского) Комитета Обороны. Городской Совет депутатов трудящихся и его исполком действовал в теснейшем единстве с этим органом. Решения Комитета обороны подлежали неукоснительному исполнению.

Поскольку проведение Сессий городского Совета не представлялось возможным по различным объективным причинам, в этот период существенно возросла роль исполкома и его отделов в оперативном решении текущих задач.

Зачастую, исходя из обстановки, решение приходилось принимать единолично руководителям исполкома или отраслевых отделов.

Верховенство партийных комитетов над исполнительными органами советов проявилось даже тогда, когда в этом не было необходимости, и вопрос полностью находился в компетенции органов местного самоуправления.

В этот же период возникла практика принятия совместных постановлений Совета депутатов трудящихся и горкома ВКП (б). В то же время, несмотря на сложность ситуации, Владикавказский горсовет и его исполком не выпускали из поля зрения такие ключевые вопросы, как образование и здравоохранение.

28 февраля 1944 г. г. Орджоникидзе (Владикавказ) решением Президиума Верховного Совета СССР был переименован в г. Дзауджикау. После завершения Великой Отечественной войны деятельность органов местного самоуправления совместно с партийными комитетами была направлена на скорейшее восстановление народного хозяйства.

Таким образом, советская «социалистическая» система управления на местах в корне отличалась от других прежде всего тем, что она, в сущности, отрицала местное самоуправление, а управление местными делами возлагало на органы государственной власти на местах, хотя они также могли избираться местным населением, как и органы местного самоуправления. Органы государственной власти в лице Советов и Исполнительных комитетов на местном уровне имели права на решения вопросов местной жизни, исполняли обязанности, несли ответственность в случае их невыполнения, а следовательно, обладали правовым статусом, аналогичным статусу современных органов местного самоуправления.

Список литературы / Spisok literatury

На русском

  1. Канукова З.В. Старый Владикавказ. – Владикавказ, 2002. – 316 с.
  2. Киреев Ф.С. По улицам Владикавказа. – Ростов, 2007. – 240 с.
  3. Кусов Г.И. Встречи со старым Владикавказом. – Владикавказ, 1998. – 328 с.
  4. Отчет о деятельности Владикавказского Городского Совета IV созыва. – Владикавказ, 1929. – С. 14-25.
  5. Терский вестник. – № 9. – 13 мая, 1917 г.

English

  1. Kanukova Z.V. Staryj Vladikavkaz. – Vladikavkaz, 2002. – 316 s.
  2. Kireev F.S. Po ulicam Vladikavkaza. – Rostov, 2007. – 240 s.
  3. Kusov G.I. Vstrechi so starym Vladikavkazom. – Vladikavkaz, 1998. – 328 s.
  4. Otchet o dejatel’nosti Vladikavkazskogo Gorodskogo Soveta IV sozyva. – Vladikavkaz, 1929. – S. 14-25.
  5. Terskij vestnik. – № 9. – 13 maja, 1917 g.

Оставить комментарий