Отражение аграрно-бытового календаря в женских именах второй половины XVII – начала XVIII вв. (по данным Елецкого уезда)

Боярышня у окна с прялкой (худ. Маковский, фрагмент картины)

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению отражения аграрно-бытового календаря в именах помещиц Елецкого уезда второй половины XVII – начала XVIII вв. В работе на основе данных антропонимического анализа женских имен показана связь «бытовых святцев» с имянаречением. Данная статья является продолжением предыдущих исследований автора в данном направлении. В работе делается акцент на традицию, характерную для России XVII века, выбора имени новорожденного, ориентируясь на ближайший ко дню рождения ребенка праздник. Культы почитаемых святых нашли отражения в аграрно-бытовом календаре — «сплаве» церковных святцев и народных традиций. «Бытовые святцы», являясь целым сводом правил, обычаев, обрядов, регламентирующих повседневность земледельца, играли важную роль в жизни провинциального помещика. Поэтому в данной работе аграрно-бытовой календарь рассматривается как один из ведущих факторов при выборе имени новорожденному в семьях дворян Елецкого уезда XVII – начала XVIII вв.

Очень ярко аграрно-бытовой календарь отразился в имянаречении елецких помещиц второй половины XVII – начала XVIII вв. Поэтому рассмотрение его связи с имянаречением елецких помещиц автором строится на основе данных антропонимического анализа женских имен Елецкого уезда второй половины XVII – начала XVIII вв. Проанализировав статистику частотности имен елецких помещиц XVII – начала XVIII вв., автор выделяет 5 имен, которые пользовались наибольшей популярностью: Авдотья (Евдокия), Анна, Ирина, Агафья и Прасковья. Все эти имена связаны с именами святых, которые упоминаются в аграрно-бытовом календаре. Имя Авдотья у елецких помещиков ассоциировалось, прежде всего, со святой Евдокией – христианской мученицей II века, память которой отмечалась 1 марта. Евдокинин день занимал особое место среди елецких землевладельцев. Этот праздник связывался с началом весны, грядущими сельскохозяйственными работами. «Женский» по имени день был благоприятен для начала женских работ: с Евдокии начинали ткать. Анна занимает вторую строчку в частотности имен. Анна – христианская святая, мать Богородицы, в народной традиции покровительница женщин, особенно беременных и рожениц. Неудивительно, что данное имя пользовалось наибольшей любовью среди помещиц Елецкого уезда. Период октября – декабря в аграрно-бытовом календаре выделяются даты, которые особенно почитались женщинами: 14 октября – Праскева Грязниха – покровительница и помощница женщин, 24 ноября – Екатерина, которой молились «от трудного рождения», 4 декабря – Варвара, также почитаемая беременными женщинами. Имена этих святых нашли отражение в частотности имен елецких помещиц. День св. Ирины приходился на 16 апреля и связывался с ледоходом, подмыванием берегов, поэтому и называют Ирину – урви берега. Этот день был важен для землевладельца, т.к. в этот день готовили семена к посеву. Имя Агафья составляет 4,7% от общего количества женских имен. Но, несмотря на это, имя Агафьи в частотности по годам почти всегда идет после имени Авдотья, а иногда делит с ним первую строчку. В аграрно-бытовом календаре числится Агафья Скотница (5 февраля). Она являлась покровительницей скота. В этот день по народным преданиям нужно было беречь корову-кормилицу. Все это говорит о важном месте животноводства в жизни елецкого помещика и о роли в нем коровы, которая держалась не сколько ради мяса, сколько ради молока.

Автор приходит к выводу, что аграрно-бытовой календарь нашел яркое отражение в имянаречении елецких помещиц второй половины XVII – начала XVIII вв. Популярность имен Авдотья, Ирина и Агафья показывает на важные составляющие жизни семьи елецкого помещика: земледелие и животноводство. А частотность имен Анны и Прасковьи говорит о культе покровительниц женщин, семьи, брака, что занимало центральное место в жизни любой провинциальной помещицы.

Аннотация, ключевые слова и фразы: Елецкий уезд, имянаречение, аграрно-бытовой календарь, женские имена, антропонимический анализ.

Annotation

The article is devoted to consideration of the reflection agricultural household calendar in the names of the landowners Yelets region second half of XVII – beginning of XVIII century In the work-based data anthropological analysis of women’s names shows the relationship of «household saints» with image receiver. This article is a continuation of previous studies of the author in this direction. In the work focuses on tradition, typical for Russia in XVII century, select the name of the newborn, focusing on the nearest birthday of the child celebration. Cults revered saints reflected in the agricultural and domestic calendar «alloy» of the Church calendar and folk traditions. «Household saints», as the whole set of rules, customs, rites, regulating the daily life of a farmer, played an important role in the life of a provincial landowner.

Therefore, in this paper, agricultural and domestic calendar is considered as one of the leading factors when choosing the name of the newborn in the families of nobles Yelets region XVII – early XVIII centuries, a very bright agrarian household calendar reflected in landowners in the second half of XVII – beginning of XVIII centuries, Therefore, the consideration of its relationship with image receiver landowners by the author based on data anthropological analysis of female names Yelets region second half of XVII — beginning of XVIII centuries after Analyzing the statistics of the frequency of names landowners XVII — early XVIII centuries, the author identifies 5 names that were the most popular: Avdotya (Eudocia), Anna, Irina, Agafya and Praskovya.

All these names connected with the names of saints who mentioned in the agricultural and domestic calendar. Name Avdotya in Yelets landlords were associated primarily with the Holy Eudoxia, a Christian Martyr of the second century, the memory of which was celebrated on March 1. Eudokian day occupied a special place among Eletsky landowners. This holiday was associated with early spring, future farming activities. «Female» on behalf of the day was auspicious for beginning women’s work: with Eudocia began to weave. Anna takes the second place in frequency of names. Anna Christian Saint, the mother of the virgin, in the folk tradition, the patroness of women, especially pregnant women and mothers. It is no wonder that this name had the greatest love among the landowners Yelets region. The period October – December in the agricultural and domestic calendar highlights dates that were especially venerated women: October 14 – Paraskeva Hrasnica a patron and helper of women, November 24 – Catherine prayed «from a difficult birth», December 4 – the barbarian, also revered by pregnant women. The names of these saints also reflected in the frequency of names Eletsky of landowners. Day St. Irene had on 16 April and was associated with the ice flow, washing away the banks, so called Irina – urvi shore. This day was important for the landowner, because this day was preparing seeds for planting. Name Agafia is 4.7% of the total number of female names. But despite this the name of Agatha in frequency over the years, almost always goes after the name Avdotya, and sometimes shares with him the first place. In agricultural household calendar listed Agafia Skotnica (5 February). She was the patroness of cattle. On this day, according to popular dowry was necessary to protect the cow-nurse. All this speaks to the importance of livestock in the life of Yelets landowner and the role of the cow that lasted not much for meat as for milk. The author comes to the conclusion that the agricultural household calendar was clearly reflected of landowners in the second half of XVII – beginning of XVIII centuries, the Popularity of names Avdotya, Irina and Agafia shows the important components of family life landowner: agriculture and livestock. And the frequency of the names Anna and Praskovia says about the cult of protecting women, family, marriage, which occupied a Central place in the life of any provincial landowner.

Annotation, key words and phrases: Yelets County, naming, agricultural and domestic calendar, female names, anthroponomical analysis.

О публикации

УДК 94 (47).
Опубликовано 21 апреля года в .
Авторы работы: .

Ознакомиться с авторами подробнее

Отражение аграрно-бытового календаря в женских именах второй половины XVII – начала XVIII вв. (по данным Елецкого уезда)

В русской народной культуре большое влияние на выбор имени ребенка при крещении оказывали культы почитаемых святых. Особенно это было характерно для допетровской Руси XVII в. Русские люди старались выбрать имя новорожденного, ориентируясь на ближайший ко дню рождения ребенка праздник [7, с. 409].

Наша статья посвящена анализу процесса имянаречения в семьях помещиков Елецкого уезда XVII – начала XVIII вв. Эта работа продолжает наши предыдущие исследования в данном направлении [1, с. 99-104].

Однако было бы слишком поспешно считать церковные святцы единственным и доминирующим фактором при выборе имени, особенно если учитывать значимость имянаречения для русских людей XVII в. [1].

Известные отечественные исследователи в области антропонимики А.В. Суслова и А.В. Суперанская, объясняя популярность или непопулярность некоторых календарных имен, пришли к следующему выводу: «Для того чтобы объяснить степень повторяемости отдельных личных имен у населения, следует принять во внимание много других обстоятельств, о которых иногда забывают. Это явления языкового порядка, влияние общественно-бытовых факторов, в том числе фольклора, народных примет, связанных с сельскохозяйственными работами и причисленными к определенным дням календаря» [8, с. 77]. За выделенными курсивом словами скрывается некий «сплав» церковно-православного календаря и народных традиций, обрядов, связанных с различными сторонами бытия средневекового человека и уходящих корнями еще в языческую Русь [2]. Данный своеобразный «сплав» в исторической науке получил название аграрно-бытового календаря.

Этот календарь очень ярко описал В.И. Чичеров: «Земледельческий календарь слагается из следующих одна за другой дат работы в поле или дома и связанных с этой работой обрядов. Канвой для календаря явились святцы. Сельскохозяйственное осмысление церковных святцев приводило к созданию “бытовых святцев”, имевших общее с церковными только в датах и именах “патронов” работ (и то имена их нередко имели особую, народную редакцию, отличающуюся от церковной). Имена святых подчинились труду и быту крестьянина, иконописные лики христианских житий исчезли, оставшись чуждыми трудовой жизни с ее борьбой за урожай, борьбой, дающей опыт и обеспечивающей существование человека. Простой перечень народных наименований святых и расположение их по месяцам года обнаруживают производственную основу крестьянских святцев» [9, с. 10].

Рассматривая аграрно-бытовой календарь, не следует представлять его исключительно как систему членения и счета годового времени, образующую обрядовый цикл. «Бытовые святцы» являются целым сводом правил, обычаев, обрядов, регламентирующих всю жизнь земледельца.

Этому регламенту в XVII веке подчинялись не только крестьяне, но и представители других социальных категорий, особенно мелкие помещики. Несмотря на то, что военная служба была главной составляющей любого провинциального дворянина, основное время уделялось хозяйственным заботам [2, с. 185]. Более того, большая часть елецких помещиков XVII века относилась к разряду однодворцев. Однодворцы – мелкие землевладельцы, которые, не имея крестьян, были вынуждены обрабатывать свою землю самостоятельно. К середине XVII века помещиков-однодворцев в уезде насчитывалось около 83%, а к концу века – 91% [2, с. 153-154].

Конечно, однодворец оставался служилым человеком, но служба была нерегулярной, а жалование – маленьким [2, с. 153]. Поэтому земля была единственным средством для существования всех членов его семьи, а умение обрабатывать ее – способом выживания.

Вся жизнь мелкого помещика так же, как и жизнь крестьянина, подчинялась аграрно-бытовому календарю, который отражал сельскохозяйственные заботы, пронизывал будни и праздники, на которые и делился весь год помещика-земледельца и его семьи.

Ввиду важности для елецких помещиков «бытовых святцев», можно считать их главным и определяющим фактором при выборе имени новорожденному в семьях дворян Елецкого уезда XVII века.

Очень ярко аграрно-бытовой календарь отразился в имянаречении елецких помещиц второй половины XVII – начала XVIII веков. Поэтому иллюстрацию связи аграрно-бытового календаря с имянаречением провинциальных помещиц будем строить на основе данных антропонимического анализа женских имен Елецкого уезда второй половины XVII – начала XVIII века.

Итак, частотность женских имен Елецкого уезда второй половины XVII – начала XVIII века можно представить в виде следующей таблицы.

Таблица 1. Общая частотность имен елецких помещиц XVII – начала XVIII веков [3].

Имя 1650-1680 гг. 1681-1710 гг. 1711-1716 гг. Общий итог в %
Евдокия (Авдотья) 76 65 13 154 9,52
Анна 68 39 6 113 6,98
Ирина 35 37 10 82 5,07
Агафья 41 31 4 76 4,70
Марья 32 34 9 75 4,63
Аксинья (Ксения) 34 31 7 72 4,45
Прасковья 38 29 4 71 4,39
Пелагея 32 25 6 63 3,89
Матрена 30 28 4 62 3,83
Марфа 21 29 5 55 3,40
Татьяна 26 24 4 54 3,33
Дарья 32 15 5 52 3,21
Наталья 29 19 4 52 3,21
Екатерина 26 16 3 45 2,78
Акулина 18 20 4 42 2,59
Василиса 17 22 1 40 2,47
Варвара 20 11 2 33 2,04
Степанида (Стефанида) 15 15 2 32 1,97
Агриппина (Аграфена) 15 15 1 31 1,91
Лукерья 17 11 1 29 1,79
Домна 10 16 2 28 1,73
Анастасия 16 9 0 25 1,54
Фекла 14 6 1 21 1,29
Февронья 12 5 3 20 1,23
Ефросинья 8 10 1 19 1,17
Феодора 7 12 0 19 1,17
Ульяна 12 6 0 18 1,11
Меланья 9 8 0 17 1,05
Марина 8 7 1 16 0,98
Софья 8 7 1 16 0,98
Кристина (Христина) 4 6 5 15 0,91
Устинья 7 5 2 14 0,86
Алена 7 4 1 12 0,74
Мавра 6 3 0 9 0,55
Феодосия 3 5 0 8 0,49
Евгения 3 2 2 7 0,43
Соломонида 4 2 1 7 0,43
Гликерья 3 3 0 6 0,37
Елена 1 3 1 5 0,30
Анисья 3 1 0 4 0,24
Неонила 1 2 1 4 0,24
Александра 1 0 2 3 0,18
Зиновия 3 0 0 3 0,18
Улита 1 2 0 3 0,18
Евлампия 2 0 0 2 0,12
Маланья 1 1 0 2 0,12
Вера 1 0 0 1 0,06
Елизавета 0 1 0 1 0,06

На фоне всех женских имен помещиц XVII – начала XVIII веков выделяются 5 имен, которые пользовались наибольшей популярностью: Авдотья (Евдокия), Анна, Ирина, Агафья и Прасковья. Некоторые из этих имен иногда даже имели одинаковое число упоминаний в источнике и стояли на одной строчке частотности имен (см. приложение А).

Рассмотрим эти имена подробней.

Авдотья. Данное имя было самым популярным среди елецких помещиц на протяжении 66 лет (см. табл. 1). И это не случайно. Особое место среди елецких землевладельцев занимал праздник – Евдокиин день, и как называли его сами ельчане – Евдокия [2, с. 171]. Святая Евдокия – христианская мученица II века, память которой отмечалась 1 марта [7, с. 165]. День празднования этой святой считали началом весны [4]. Недаром Евдокия в народе получила прозвища Весновки и Плющихи. Но этот праздник ассоциировался не просто с началом весны, а с грядущими сельскохозяйственными работами (Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить, снег с крыши сбрасывать [6, с. 26]). К этому дню приурочено множество народных примет, прогнозирующих будущий урожай, предстоящие весну и лето и т.д.:

  • день Евдокии красный – на огурцы и грузди урожай;
  • дождь под Евдокию – быть лету мокрому;
  • если на Евдокию каплет с крыш, будет теплое лето;
  • на Евдокию снег – в жнивень (август) урожай с полей всех [6, с. 27].

«Женский» по имени день, к тому же открывающий весну, был благоприятен для начала женских работ: с Евдокии начинали ткать [10, с. 25].

Анна занимает вторую строчку в частотности имен. Анна – христианская святая, мать Богородицы, в народной традиции покровительница женщин, особенно беременных и рожениц [7, с. 111]. Неудивительно, что данное имя пользовалось наибольшей любовью среди помещиц Елецкого уезда. День св. Анны (зачатье Анны), отмечаемый 9 декабря, считается переломом зимы и поворотом солнца на лето. Так же существует летний день св. Анны – Успенье праведной Анны (25 июля). Летний праздник отмечался преимущественно женщинами, которые воздерживались от работ из страха перед трудными родами [7, с. 111].

Вообще период октября – декабря в аграрно-бытовом календаре ярко выделяются даты, отмеченные как дни, особенно почитаемые женщинами и считаемые ими освященными силой, покровительствующей их судьбе, их жизни, их работе: 14 октября – Праскева Грязниха – покровительница и помощница женщин, 24 ноября – Екатерина, которой молились «от трудного рождения», 4 декабря – Варвара, также почитаемая беременными женщинами [9, с. 42]. Имена этих святых нашли отражение в частотности имен елецких помещиц (см. табл. 1).

Ирина. День св. Ирины приходился на 16 апреля и связывался с ледоходом, подмыванием берегов, поэтому и называют Ирину – урви берега. Этот день был важен для землевладельца, т.к. в этот день готовили семена к посеву (Ирина – рассадница: сей капусту на рассадниках; На Ирину пора выжигать поля: худая трава – из поля вон; Если овражки заиграют и опять замерзнут – жди помехи на урожай) [6, с. 92].

Имя Агафья составляет 4,7% от общего количества женских имен. Но, несмотря на это, имя Агафьи в частотности по годам почти всегда идет после имени Авдотья, а иногда делит с ним первую строчку (см. приложение Б). В аграрно-бытовом календаре числится Агафья Скотница (5 февраля). Прозвище святой Агафьи говорит само за себя – она покровительница скота. Заботы этого дня, по народным приданиям – беречь корову-кормилицу [3, с. 104]. Все это говорит о важном месте животноводства в жизни елецкого помещика и о роли в нем коровы, которая держалась не сколько ради мяса, сколько ради молока [2, с. 186].

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что аграрно-бытовой календарь нашел яркое отражение в имянаречении елецких помещиц второй половины XVII – начала XVIII вв. Популярность имен Авдотья, Ирина и Агафья показывает на важные составляющие жизни семьи елецкого помещика: земледелие и животноводство. А частотность имен Анны и Прасковьи говорит о культе покровительниц женщин, семьи, брака, что занимало центральное место в жизни любой провинциальной помещицы.

Примечания

1. Имянаречение – это важнейший акт, который, по представлениям жителя средневековой Руси, придавал новорожденному статус человека [7, c. 408].

2. В основе народного календаря лежала традиционная языческая модель мира, организовывавшая его при помощи системы двоичных противопоставлений. Эти противопоставления составляют основу связанных с календарем фольклорных текстов, особенно малых жанров – примет, пословиц и поговорок, загадок, тоже иногда имевших временную приуроченность [10, c. 25].

3. Составлено по: РГАДА. Ф. 210. Оп. 1. Д. 113, Ф. 350. Оп. 1. Д. 113 [4,5].

4. До XV века 1 марта было началом нового года, который определял собою наступающий год.

Список литературы / Spisok literatury

На русском

  1. Ляпин Д.А., Пальчикова А.С. Восприятие провинциальным дворянством южных уездов политической борьбы в России в 1604-1613 годах (на примере Елецкого уезда) // Российская история. – М., 2014. – № 6. – С. 99-104.
  2. Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в конце XVI-XVII веков. – Тула: Гриф и Ко, 2011.
  3. Некрылова А.Ф. Круглый год. – М.: Правда, 1991.
  4. РГАДА. Ф. 210. Оп. 1. Д. 113.
  5. РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 113.
  6. Решетников Н.И. Русский народный календарь: пословицы, приметы, обычаи, обряды, имена. – М., 2005.
  7. Славянские древности: этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. – Т. 2. – М.: Наука, 1995.
  8. Суперанская А. О русских именах. – М., 1991.
  9. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIX веков. – М., 1957.
  10. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.[/su_tab]

English

  1. Ljapin D.A., Pal’chikova A.S. Vosprijatie provincial’nym dvorjanstvom juzhnyh uezdov politicheskoj bor’by v Rossii v 1604-1613 godah (na primere Eleckogo uezda) // Rossijskaja istorija. – M., 2014. – № 6. – S. 99-104.
  2. Ljapin D.A. Istorija Eleckogo uezda v konce XVI-XVII vekov. – Tula, 2011.
  3. Nekrylova A.F. Kruglyj god. – M., 1991.
  4. RGADA. F. 210. Op. 1. D. 113.
  5. RGADA. F. 350. Op. 1. D. 113.
  6. Reshetnikov N.I. Russkij narodnyj kalendar’: poslovicy, primety, obychai, obrjady, imena. – M., 2005.
  7. Slavjanskie drevnosti: jetnolingvisticheskij slovar’ pod redakciej N.I. Tolstogo. – T. 2. – M., 1995.
  8. Superanskaja A. O russkih imenah. – M., 1991.
  9. Chicherov V.I. Zimnij period russkogo narodnogo zemledel’cheskogo kalendarja XVI – XIX vekov. – M., 1957.
  10. Judin A.V. Russkaja narodnaja duhovnaja kul’tura. – M., 1999.

Приложение

А) Гистограмма 1. Количество упоминаний в источнике некоторых женских имен за 1670, 1676, 1680, 1689 и 1709 гг.

Количество упоминаний некоторых женских имён минувших столетий

Б) График 1. Частотность имен Авдотья и Агафья за 1664-1713 гг., в %.

Частотность имён Авдотья и Агафья в 17-18 веках