Особенности организационного и программно-теоретического становления Христианско-демократического Союза в послевоенной западной Германии (1945-1947 гг.)

Бад-Годесберг (архивный фотоснимок)

Аннотация

В статье рассматривается создание и развитие первых организаций партии, а также программно-теоретические аспекты становления Христианско-демократического союза. Анализ роли ХДС в формировании политического климата западных зон оккупации способствует более полному пониманию его современной политики и положения в партийно-политической системе Германии.

Аннотация, ключевые слова и фразы: Германия, Христианско-демократический союз, оккупационная политика, политические программы, христианский социализм.

Annotation

The article discusses the creation and development of the first organizations of the party, as well as software and theoretical aspects of the formation of the Christian democratic Union. Analysis of the role of the CDU in shaping the political climate of the Western zones of occupation contributes to a more complete understanding of modern politics and position in the party-political system of Germany.

Annotation, key words and phrases: Germany, the Christian democratic Union, occupation policy, political programs, Christian socialism.

О публикации

УДК 94 (430).
Опубликовано 15 декабря года в .
Авторы работы: .

Ознакомиться с авторами подробнее

В партийно-политической системе современной Германии лидирующую роль играет Христианско-демократический союз.

Возникновение ХДС относится к тому переломному моменту германской истории, когда в результате разгрома нацизма перед немецким народом открылись новые возможности для борьбы за мир, демократию и национальное освобождение.

Находясь в состоянии глубокого социально-экономического и политического кризиса, Западная Германия стала ареной противоборства различных политических сил, вставших вплотную перед кардинальной проблемой послевоенного обновления страны. Исход этого противоборства во многом определялся политикой бывших западных союзников, осуществлявших оккупацию Западной Германии.

Специфические условия Западной Германии, главным из которых было отношение оккупационных держав к проблеме послевоенного устройства страны, создали обширную базу для деятельности религиозно-консервативных сил, учредивших ХДС. Однако его основание в каждой из оккупационных зон протекало по-разному. Это объяснялось как тем, что темпы партийного строительства определяли оккупационные власти, так и тем, что предпосылки и импульсы, которые вели к созданию новой партии, были регионально различными.

Другим важным моментом в формировании Христианско-демократического союза в первые послевоенные годы стало принятие решения о превращении его в биконфессиональную партию. ХДС с момента своего основания отверг возврат к старой партийной системе и сделал ставку на создание новой партии [1, c. 40]. В первые программные документы ХДС 1945-1947 гг. были заложены основные демократические права и свободы. Кроме этого, включение в название объединения слова «христианский» предполагало опору проекта на соответствующие ценности. В программах четко представлено стремление найти новую структуру экономики, которая позволила бы избежать недостатков прошлого и предоставила возможность для технического прогресса и для творческой инициативы отдельной личности в будущем.

Политические силы, сгруппировавшиеся вокруг Христианско-демократического союза и получавшие поддержку от западных оккупационных властей, заложили в 1945-1947 гг. основу социально-политической системы западногерманского государства, а также стремились создать новый общественный строй, основывающийся на принципах свободы личности, уважения человеческого достоинства, демократической государственности [5, s. 8]. При этом они опирались на богатые традиции «социального христианства в Германии и выступали под флагом “христианского социализма”» [5, s. 8]. Все эти демократические и социальные настроения христианских демократов привели к успехам ХДС/ХСС на первых выборах и сделали партию притягательной для широких слоев избирателей.

В первые годы оккупации Германии происходило восстановление экономических и социально-политических основ капитализма. В дальнейшем на этой базе сформировалась особая западногерманская модель политической системы, которую отличала высокая степень консолидации буржуазного лагеря и продолжавшаяся многие годы монополия ХДС на управление страной.

Представители четырех оккупационных держав, взявшие в свои руки всю полноту власти в Германии, по-разному приступили к выполнению решений Постдамской конференции [2, c. 43]. В Декларации стран-участниц конференции указывалось, что «во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения, с целью реконструкции общественно-политической жизни на демократической и мирной основе» [3, л. 134].

Рассматривая особенности становления партийно-политической системы в британской зоне оккупации, необходимо сказать о ведущей роли Католической церкви в этом процессе, сохранившей значительный авторитет после войны. Именно католические круги, начавшие активно действовать еще до капитуляции Германии, создали первую группу ХДС британской оккупационной зоны в Кёльне 17 июня 1945 года. Во время кёльнской учредительной встречи был принят первый программный документ партии – «Кёльнские тезисы». В проекте содержится призыв к сплочению всего немецкого народа, к защите социальной справедливости, а также предложения по восстановлению Германии, в которых были
сформулированы основные права и социальные гарантии для всех без исключения немцев. В отношении государственного устройства предполагалось разделение Германии на самостоятельные свободные земли, а их объединение возможно только в форме республиканского союза [6, c. 10].

После кёльнского «учредительного акта», послужившего импульсом для высокого темпа «учредительного движения», христианские организации стали создаваться в большинстве городов Рейна и Вестфалии, т. к. политические силы, выступавшие за союз в этом регионе, обладали сильными позициями, а среди населения вес католиков был значительно выше, чем протестантов. Местные организации Христианско-демократического союза в Шлезвиг-Гольштейне, Гамбурге, Бремене, Нижней Саксонии формировались относительно медленно, что было связано с небольшим влиянием католицизма в этих землях.

Первая встреча христианских демократов состоялась в Бад-Годесберге 14-16 декабря 1945 года. Дискуссии в Бад-Годесберге, в которых принимали участие представители всех зон, привели к принятию ряда важных решений. В частности, чтобы продемонстрировать единство с политическими единомышленниками, в советской зоне было принято общее название «Христианско-демократический союз Германии».

Таким образом, можно сделать вывод, что ХДС отверг возврат к старой партийной системе и сделал ставку на создание новой партии как «союза всех слоев и всех конфессий», затем на превращение её в народную партию – это стало новым явлением в политической жизни страны. Германский политолог Х.-О. Кляйнман, опубликовавший исследование о немецкой христианской демократии, проводит мысль о том, что ХДС возник как «новый элемент» в истории Германии и развивался в качестве «движения снизу», превращаясь в самую крупную политическую силу послевоенной Германии [9, s. 487]. Немецкий политолог Х. Майер отмечает, что Союз объединил своих сторонников «не столько консервативной или реформаторской программой, сколько артикуляцией христианских принципов, мыслью о политическом и конфессиональном союзе и ясной дистанцией к национализму и социализму Третьего Рейха, что, возможно, являлось самым важным элементом в послевоенное время» [7, s. 18].

Единодушную поддержку получила идейная установка на «социализм с христианской ответственностью», которая отражала требование времени о построении государства, экономики и общества, подчиненного христианским нормам.

Опираясь на поддержку церкви, представителей крупного капитала и британских оккупационных властей, в конце февраля 1946 года в Херфорде оформилась зональная организация ХДС, ставшая ядром будущей партии. Это событие свидетельствовало о растущем влиянии ХДС британской зоны и его главной фигуры – Конрада Аденауэра.

Особое место среди первых программных документов ХДС британской оккупационной зоны занимала принятая в марте 1947 года Аленская программа. «Аленская экономическая и социальная программа ХДС» базировалась на синтезе христианско-социалистической и частнособственнической совокупности идей [4, s. 154]. Этот документ отражал широко обсуждавшиеся в то время христианские социальные идеи, и это не было ни маскировочным манёвром, ни «грехами юности» ХДС, а ответом на требование времени. Принятием «Аленской программы» завершился первый этап программной деятельности одной из ведущих партий Западной Европы, который охватывает период с 1945 по 1947 гг.

Учредителям Христианско-демократического союза американские оккупационные власти дали возможность приступить к основанию местных организаций уже с конца апреля 1945 года. Центром учреждения стал Франкфурт-на-Майне. В результате в сентябре 1945 года были выработаны «Франкфуртские тезисы» [8, s. 42]. Позднее организации демохристиан создаются в Дармштадте, Касселе, Висбадене и других землях. Однако Франкфуртская организация ХДС была наиболее крупной и в ноябре 1945 года выступила с инициативой объединения разрозненных групп в земельном масштабе. Таким образом, процесс основания Христианско-демократического союза происходил спонтанно на местном и региональном уровнях.

Специфической чертой американской оккупационной зоны является то, что в Баварии была создана автономная земельная партия – Христианско-социальный союз (ХСС), который позже объединился с ХДС, образовав единую фракцию в Парламентском совете.

В дискуссии и ранних программных документах христианских демократов на одном из первых мест стоял вопрос об экономическом устройстве страны, что объяснялось политической и экономической ситуацией, сложившейся после капитуляции гитлеровской Германии. Обращение к социальному учению церкви было жизненной необходимостью для ХДС, поэтому программы партии 1945-1947 годов пронизаны духом «христианского социализма».

Изучив раннюю историю Христианско-демократического союза как независимой партии, а не как объекта и средства реализации определенных целей союзническими администрациями, становится более понятным, почему ХДС выбирает соответствующую его представлению о демократическом будущем страны именно эту, а не другую идейную платформу, необходимость решения каких проблем объединяла его членов, как приобреталось и утрачивалось лидерство. Определяющее значение в практической борьбе приобрели отношения между ХДС и СДПГ. Американцы с доверием относились к ХДС и их лидеру Конраду Аденауэру. Лейбористское правительство К. Эттли в большей мере ориентировалось на СДПГ, оказывая поддержку Курту Шумахеру [10, s. 46]. К. Аденауэр руководил партией, исповедующей либерально-демократические принципы и христианскую этику, выступал за рыночную экономику, развивающуюся на основе частной собственности и конкуренции. К. Шумахер возглавлял партию, близкую к материалистическому мировоззрению и стоящую на классовых позициях, выступал за плановую экономику при обобществлении основных промышленных отраслей, что совпадало с политической линией лейбористского правительства.

Анализируя программные документы и выступления лидеров Христианско-демократического союза, можно сделать вывод, что программная деятельность ХДС/ХСС в первые послевоенные годы следовала политической конъюнктуре, пройдя значительный путь – от христианского социализма через поиск «третьего пути» между плановой экономикой и сохранением частной собственности вплоть до заимствованной у либералов концепции «социального рыночного хозяйства», на десятилетия ставшей визитной карточкой партии.

Таким образом, в условиях столь разнообразной социальной среды духовно-религиозные, политические, экономические и прочие различия и противоречия интересов внутри ХДС вынуждали его к более прагматичному стилю деятельности и в определенной мере к отказу от строгого следования христианским принципам. Со временем это не могло не привести к тому, что прагматизм стал характерной чертой политической практики ХДС, а христианские социальные идеи стали отходить на второй план. Главным результатом деятельности ХДС в изучаемой период явилось его активное и эффективное участие в процессе формирования стабильной партийно-политической системы, которая успешно существует до настоящего времени и обеспечивает возможность продолжительной монополии на власть фракции ХДС/ХСС.

Список литературы / Spisok literatury

  1. Амплеева А.А. Христианско-демократическое движение в Западной Европе и России. М., 2002. С. 40.
  2. Потсдамское соглашение. Документы по германскому вопросу. Берлин. 1971. С. 43.
  3. СССР и Германский вопрос 1941-1949 гг. Документы из архива внешней политики Российской Федерации. «Международные отношения». Т. 1. М., 1996.
  4. Bruno Heck. Die CDU und ihr Programm. Programme Erklarungen Entschlie Bunden. Verlag Ernst Knoth. Melle. S. 154.
  5. Die Geschichte der CDU. Programm und Politik der Christlich Demokratischen Union Deutschlands seit 1945. Redaktion und Bearbeitung Wulf Schonbohm. Bonn. 1980. S. 8.
  6. Die Geschichte der CDU Programm und Christlich Demokratischen Union Deutschlands seit 1945. Die Grьndung der CDU. S.10.
  7. Die Geschichte der CDU. Programm und Politik der Christlich Demokratischen Union Deutschlands seit 1945. Redaktion und Bearbeitung Wulf Schonbohm. Bonn. 1980. S. 18.
  8. Dokumente zur parteipolitischen Entwicklung. Bd. 2. S.42.
  9. Kleinmann H.-O. Geschichte der CDU 1945-1982. Stuttgart. 1993. S. 487.
  10. Schwering L. Frьhgeschichte der Christlich-Demokratischen Union. Recklinghausen. 1963. S. 46.